Благодарность и признательность – это когда человек
помнит все хорошее и доброе, сделанное ему, и хочет в ответ как-нибудь
отблагодарить человека. Благодарный и признательный человек, получив хорошее и
приятное, ищет случая и возможности вернуть человеку тоже что-то приятное и
хорошее.
Если вам кто-то сделал хорошее и у вас возникло
сильное желание и долгое чувство сделать в ответ тоже что-то приятное и
хорошее, то это чувство называется благодарностью или признательностью.
á[?] Вы подолгу помните добрые дела и хорошие поступки
другого? Чувствуете ли вы в себе желание ответить доброму человеку тоже
каким-нибудь добром? Вам понравится, если вы человеку сделали доброе дело, а
он оказался неблагодарным и вскоре все позабыл? Кому приятнее делать добро:
человеку благодарному и признательному или неблагодарному?
Подарок Деду Морозу
Жили по соседству две подружки, Катя и Наташа. И вот,
после Нового года, Наташа очень сильно обиделась на Деда Мороза за то, что он
Кате подарил сразу два подарка: красивую куклу и мягкого белого медвежонка, а
ей всего лишь один.
– Не обижайся на него, пожалуйста, – сказала Катя, –
он хороший. А два подарка он мне подарил только из-за того, что я ему тоже
подарок сделала.
– Как это? – удивилась Наташа. – Ты сделала подарок
Деду Морозу?
– Да, ему тоже, наверное, хочется подарка. Ведь так
нечестно и несправедливо получается, что я все время от него подарки получаю,
а в ответ ничего не дарю. Я ему письмо написала и своего рыжего медвежонка
подарила, а он мне взамен точно такого же, но только белого под елкой оставил,
вот и получилось у меня два подарка.
– А что ты Деду Морозу в письме написала? – спросила
Наташа
– Подожди. Я сейчас черновик своего письма достану и
прочитаю, – сказала Катя и достала из стола какую-то тетрадку. Раскрыв ее, она
стала медленно читать вслух.
"Здравствуй, мой любимый Дедушка Мороз!
Большое спасибо тебе за подаренные год назад коньки.
Мне стыдно от тебя все время получать подарки, а в ответ ничего не дарить, это
нечестно и некрасиво.
Я тоже решила сделать тебе какой-нибудь подарок, но
не знаю, что тебе нравится. Я очень долго думала. А потом решила что будет
честно подарить тебе самую любимую и самую лучшую свою игрушку. Она мне
нравится больше всех остальных. Это мой рыжий плюшевый медвежонок Топтыжка. Он
очень теплый, пушистый, и мне с ним очень нравится засыпать. Может быть, и тебе
станет с ним чуточку теплее. Я его оставлю в новогоднюю ночь под елкой в нашем
дворе, а когда ты будешь разносить детям подарки, то не забудь взять его себе.
А мне подарок не неси. Я совсем не обижусь. Лучше отдай мой подарок
какому-нибудь малышу, а то у меня и так уже много твоих подарков.
До свидания, Дедушка. Смотри, не простудись и не
заболей, как я, а то все дети целый год тебя ждут".
Дослушала Катя Наташино письмо и поняла, что Дед Мороз
поступил совершенно правильно, что подарил сразу два подарка. А еще она про
себя подумала, что будь она Снегурочкой, обязательно подарила бы Наташе еще
что-нибудь.
[?] – Была ли Катя благодарной и признательной
девочкой, почему? (Она хотела отблагодарить Деда Мороза и сделала ему ответный
подарок).
– Был ли благодарным и признательным Дед Мороз? (Он
ответил на благодарный поступок Кати).
– Почему Наташе захотелось стать Снегурочкой и
подарить еще два подарка Кате? (Чувство благодарности и признательности очень
нравится всем людям).
– В чем выражается чувство благодарности и признательности?
(Получив доброту, заботу и что-то хорошее, человек чувствует желание вернуть и
ответить другому тем же, отблагодарить в ответ).
– Если бы вы были Дедом Морозом, вы подарили бы Кате
лишнюю игрушку?
– Как вы считаете, у кого сильнее чувство признательности:
у Наташи или у вас?
Малыш
За маленьким дельфиненком гналась огромная акула. Она
успела поранить
Малышу хвост своими острыми зубами, и теперь за ним
оставался в воде кровавый след. Силы дельфина были на исходе. Оставалась
единственная надежда спастись от зубов акулы на мелководье, спрятавшись за
прибрежными камнями. Из последних сил Малыш добрался почти до самого берега, и
вдруг неожиданно его подхватила большая волна и выбросила на каменистый
берег, прямо под палящие лучи солнца.
Рядом никого не было. Напрасно обессилевший Малыш
пытался вернуться в море. Он беспомощно бил раненным хвостом по камням, но
приблизиться к воде у него не получалось. Вскоре его глаза стали закрываться и
ему показалось, что жизнь собирается покинуть его тело. Вдруг сквозь шум волн
он услышал лай. Открыв глаза, он понял, что жить ему осталось недолго. К нему
бежала стая голодных собак, Малыш приготовился к мучительной смерти. Вдруг
совсем рядом над собой он услышал громкий и грозный окрик:
– А ну-ка, убирайтесь отсюда, пока я вас камнем не пришиб!
Малыш увидел над собой человека. Он стоял рядом и,
размахивая палкой, отгонял зло рычащих собак. Прогнав собак, человек склонился
над дельфином.
– Кто ж тебя так, Малыш? – спросил человек,
разглядывая разорванный хвост и поцарапанную спину. – Такому тебе нельзя
возвращаться в море, давай я тебя сперва подлечу.
Человек взял дельфиненка на руки и понес его вдоль
берега к небольшому дому, рядом с которым на берегу лежала старая рыбацкая
лодка. Человек положил дельфиненка на ее дно, а сам ведром быстро наполнил
лодку морской водой.
– Поживи, Малыш, пока в моей лодке, – ласково сказал
человек. – Здесь у тебя не будет врагов. А я, пока лодка занята, попробую с
берега рыбу ловить.
Так Малыш стал жить в лодке. Он слышал шум волн,
крики чаек и сильно тосковал по своему родному просторному морю. Каждый день
его проведывал человек. Он приносил Малышу только что пойманных рыбешек и
какой-то мазью мазал царапины на спине. Через некоторое время Малыш стал
узнавать человека по голосу и даже научился откликаться на свое имя. Стоило
человеку позвать его: "Малыш, Малыш", как дельфиненок тут же
выныривал из воды, клал голову на край лодки и внимательно высматривал,
сколько сегодня рыбы ему принес человек.
– Эх, были бы у тебя лапы, Малыш, я тебя вместо собаки
взял бы, – любил шутить человек, – уж слишком ты толковый и умный.
Потихоньку Малыш выздоравливал и набирался сил. Хвост
его совсем зажил, и только на спине остались длинные белые шрамы от глубоких
царапин. И вот однажды человек, накормив Малыша, взял его в руки, зашел с ним в
море и, положив его в воду, сказал:
– Плыви, Малыш, к своим дельфинам и не попадайся
больше ни в чьи зубы.
Опять оказаться в родном и любимом море было для
Малыша настоящим счастьем. Он издавал громкие крики радости, шлепал по воде хвостом
и высоко выпрыгивал из воды.
Вскоре они расстались: человек пошел к себе домой, а
Малыш уплыл в море. С того дня прошло много лет. Человек немного постарел,
отпустил усы и бороду, но, как и раньше, каждое утро он уплывал на своей
рыбацкой лодке в море ловить рыбу.
Но вот однажды во время рыбалки, большая волна
неожиданно опрокинула его лодку, и человек оказался в море, он поплыл к берегу,
а когда до него оставалось плыть совсем немного, справа от себя человек
увидел акул. Их большие плавники торчали из воды, и акулы, рассекая воду,
быстро приближались. Спасаться было уже поздно. Было и так ясно, что акулы
настигнут, и уплыть от них не удастся.
Смерть стремительно приближалась к человеку. Чья-то
темная и большая спина проплыла у него под ногами и всплыла. На ней были
видны знакомые человеку былые полосы шрамов, оставшихся от ран. Да, это был
Малыш, который успел вырасти и превратиться во взрослого дельфина. Кто бы мог
подумать, что он окажется рядом в такую опасную минуту. Человек, не долго
думая, обнял Малыша, и тот на своей спине повез его к берегу. Акулы не
отставали. Они плыли следом, и их страшные плавники понемногу приближались. И
все же акулы не догнали и человек успел выбраться на берег. Когда он оглянулся,
то Малыша уже не было.
– Малыш, Малыш, – стал кричать человек. – Где ты,
отзовись.
Но Малыш не отзывался. Вместо него ответило море
набежавшими волнами, красными от крови. В тот день еще долго человек стоял на
берегу. Он с надеждой вглядывался в море, но из его глаз то и дело катились
слезы.
Не удивляйтесь тому, что Малыш нашел человека.
Дельфины чувствуют мысли людей, находящихся в опасности, и очень часто
приплывают на помощь даже к незнакомым людям. Известно немало случаев, когда
дельфины подставляли свои спины и спасали тонущих людей.
[?] – Правильно ли поступил Малыш, что спас человека
от акул и заплатил за это своей жизнью?
– Почему он это сделал?
– Какие качества вы заметили у Малыша? (Признательность,
самопожертвование, преданность).
– Вы хотели бы, чтобы у вашего друга было чувство
благодарности и признательности?
|