Стойкость – это умение храбро и мужественно
(непоколебимо и несгибаемо) встречать трудности и препятствия, твердо
переносить неприятности и лишения, не отступать перед испытаниями и
опасностями. Стойкого человека испытания, трудности, опасности не пугают, он
готов несгибаемо и терпеливо им противостоять.
Упорство и настойчивость – это твердое и упрямое
(неотступное, неуклонное) стремление к цели, когда человек, несмотря на
трудности и препятствия, старается идти дальше, чтобы добиться своего; это
хорошее упрямство в работе, когда человек твердо (решительно) и терпеливо
(упрямо) преодолевает всякие препятствия и продолжает начатое дело. Упорный и
настойчивый человек не останавливается перед трудностями, не прекращает работу
(не меняет своих решений), а упрямо и решительно продолжает действовать и
стремиться к своей цели.
° Упорство (настойчивость) и стойкость иначе называют
твердостью и несгибаемостью, закаленностью воли.
У человека, умеющего стойко переносить трудности и
упорно работать, настойчиво преодолевать препятствия (на пути к цели), имеется
крепкая и несгибаемая воля.
° Для стойкости и настойчивости требуется мужество,
сила духа и вера в конечный успех.
° Если не быть упорным и стойким, то любое препятствие
и трудность может остановить и испугать.
Два пленника
Ночью, как только в доме человека погас свет, Крыса и
Мышь наперегонки побежали к большому ароматному куску колбасы. Кусок колбасы
человек забыл положить в холодильник, оставив на дне высокой картонной коробки,
лежащей на кухне рядом со столом. Умело забравшись на стол, Крыса и Мышь, не
раздумывая, прыгнули в коробку и, с разных сторон вцепившись в колбасу, стали
ее грызть. Наевшись, они хотели уже было разбежаться по своим норам, но не
тут-то было. Выбраться из коробки было невозможно. Они и подпрыгивали, и старались
за что-нибудь зацепиться коготками, но у них ничего не получалось. И тут вдруг
им обеим стало ясно, что они по-глупому попались в простую ловушку-западню,
приготовленную для них человеком. Страшно было даже подумать о том, что с ними
будет рано утром, когда человек зайдет на кухню и увидит их.
– Что же нам теперь делать? – испуганно запищала
Крыса. – Как нам выбраться отсюда?
– Надо побыстрее выгрызать в коробке дырку, чтобы
успеть до утра вырваться отсюда, – предложила Мышь, – помогай мне, надо нам
эту работу сделать как можно быстрее.
И Мышь с Крысой стали по очереди выгрызать в картонной
коробке дыру. Но вскоре Крысе надоело работать, она устала и старалась
подольше отдыхать и смотреть, как не переставая работает Мышь. А Мышь, видя,
что из Крысы хорошего помощника не получится, стала работать за двоих. Стойко
перенося усталость, Мышь с невиданным упорством вгрызалась в коробку. До
самого утра Мышь ни на секунду не переставала работать и настойчиво стремилась
к свободе, а Крыса лежала в стороне и крепко спала.
Только к утру, когда у человека прозвенел в комнате
будильник, дыра в коробке была готова. Мышь с трудом протиснулась в нее,
выбралась из коробки и убежала в свою нору. Проснувшаяся Крыса тоже попыталась
просунуться в дыру и вылезти из коробки. Но в дыру, сделанную Мышью, у нее
пролазила только голова...
Теперь Крысы в доме нет, да и никто не знает, что с
ней случилось после того, как ее обнаружил в коробке человек. Скорее всего, в
то самое утро у соседского кота Мурзика был вкусный завтрак.
[?] – Почему спаслась Мышь? (Работала не переставая,
без отдыха, настойчиво и с упорством, стойко перенося трудности)
– Какие качества помогли Мышке работать без отдыха?
Каникулы на море
Однажды зимой, в 4 "а" класс, прямо на урок
зашел директор школы и сделал объявление:
– Дети, – сказал он, – школе выделили бесплатные
путевки в самый лучший лагерь, который находится на берегу моря, и кто-то из
вас сможет летом туда поехать на целый месяц.
Не дослушав директора до конца, все стали радоваться,
перешептываться, а некоторые даже вслух стали переговариваться.
– Подождите, успокойтесь, – сказал директор, – рано
еще радоваться, выслушайте меня, и дайте мне договорить до конца.
В классе опять воцарилась тишина, и директор
продолжил:
– Путевок на школу дали мало. Если разделить на все
классы поровну, то каждому классу достанется всего лишь одна. Учителя,
посовещавшись, решили, что поедут только по одному самому лучшему ученику из
каждого класса. Кто учится на одни пятерки, и у кого хорошее поведение.
Половина класса сразу же печально и безнадежно
вздохнула. Они сразу сдались, не поверили в свои силы и в то, что путевка
достанется кому-то из них. Но остальные ученики решили посоревноваться друг с
другом и заслужить хорошей учебой путевку. Ведь месяц купания в море – это
очень даже здорово. Они стали хорошо учить заданные уроки и старались вместо
игр и безделья подольше посидеть за столом с учебником и тетрадями. Но
оказалось, что одного желания много заниматься было совсем недостаточно.
Чтобы помногу учиться, нужны были упорство, настойчивость и стойкость, то, что
всегда бывает только у волевых людей. Через два дня не выдержал Андрей.
Трудная учеба ему быстро надоела, до лета было слишком далеко, и он стал опять
таким, каким был всегда. Через неделю не выдержал еще один ученик, а потом еще
и еще.
Через два месяца осталось только двое: Марина Серова и
Гриша Васильев, которые продолжали упорно и настойчиво стремиться к заветной
цели, а все остальные сдались, не выдержав трудностей, и решили жить, как
обычно: веселясь, развлекаясь и учась, пока не надоест. Марина была уверена в
том, что победит она, ведь с самого первого класса была круглой отличницей, а
Гриша, хоть и учился теперь на одни пятерки, но зато раньше учился гораздо хуже
ее. И вот перед самыми летними каникулами наступил тот день, когда директор
зашел с путевкой в класс и, посмотрев в журнал и посоветовавшись с
учительницей, объявил победителем Гришу.
– Так нечестно, – воскликнула Марина, – я тоже, как и
он, на одни пятерки учусь.
Но учительница достала из стола несколько тетрадей и
показала их Марине и классу. На тетрадках было написано: "Тетрадь ученика
5 "а" класса, Васильева Гриши".
Вам ясно, почему путевка в пионерский лагерь
досталась Грише Васильеву? – спросила учительница класс.
– Нет, – хором ответили дети.
И тогда учительница пояснила:
– За полгода Гриша Васильев выучил программу не только
четвертого, но и всего пятого класса. Вы после каникул осенью пойдете в пятый
класс, а Гриша Васильев сразу в шестой.
– А разве так можно? – удивились все в классе.
– Конечно, можно, – сказала учительница. – Если
ежедневно помногу заниматься и поменьше развлекаться...
– Вот же везет некоторым, – вздохнул Андрей. Целый
месяц в море плавать будет, да еще и на целый год раньше нас всех школу
окончит.
– Да нет, не везет ему, – ответила учительница. –
Просто, в отличии от вас, он может упорно и настойчиво трудиться и стойко
преодолевать свою лень, безделье и трудности.
[?] – Чем отличался Гриша Васильев от других учеников?
– Правильно ли поступили учительница и директор, что
отдали путевку Грише, а не Марине, почему?
– Для того, чтобы что-то получить достаточно одного
только желания или нужно еще что-нибудь? (Воля, настойчивость, решительность,
смелость, сильное постоянное стремление).
|