Взрослым: вопреки распространенному мнению, не каждая
работа положительно влияет на человека. Ненавистная работа (при условии
отсутствия высокой благородной мотивации), развивая волю, в то же время в
значительной мере озлобляет человека. Там, где неприятной работы или учебы
избежать невозможно, важно грамотно выстроить мотивацию и преподнести ее так,
чтобы заинтересовать ребенка. Иначе говоря, в каждом занятии при участии
воображения можно найти нечто красивое и полезное, что позволит работать творчески
и даже с вдохновением. Часто взрослыми предлагаются эгоистичные, честолюбивые
и корыстные мотивы, на которые ребенок 6-8 лет не откликается сердцем, а лишь
соглашается умом. Доводы взрослых, сулящих "прелести" личных благ и
выгод за хорошую учебу и труд, не так уж безобидны, как это может показаться
на первый взгляд. Также отравляют душу ребенка все виды подкупа. К сердечной
благодарности, восторгу, к искренней похвале и другим ответным чувствам не
должно примешиваться материальное вознаграждение.
Качество мотивации, вдохновляющей на труд, затрагивает
не только сам процесс труда, но и возбуждает и стимулирует ту или иную природу
человека, насыщает ее силой посредством творческого напряжения. Во многом
именно труд во имя личного или общего блага исподволь, незаметно формирует
будущего человека. Крайне важно в основу любого детского занятия вложить
альтруистичные и гуманные мотивы и нематериальные стимулы посредством которых
возбуждалось бы и росло его духовное естество.
Трудолюбие – это любовь к труду и желание работать.
Трудолюбивый человек, любя труд, стремится к нему, не может сидеть без дела сложа
руки и старается найти себе какое-нибудь занятие.
Праздность – это ничегонеделание, желание бездельничать,
побольше отдыхать и развлекаться. Праздный и ленивый человек не любит труд,
стремится поменьше работать и постоянно ищет развлечений и отдыха.
° Труд развивает человека.
Это лучший способ получения опыта и надежный
естественный вариант эволюционного развития. Труд максимально активизирует и
закаляет волю. Посредством труда и воли душе передается опыт.
° Процесс творчества, начинаясь с идей, мыслей и слов,
получает завершение лишь в труде и действии.
Только благодаря труду и в труде формируются,
укрепляются и приобретают устойчивость те или иные качества и способности
человека...
° Труд для личного блага и для общего.
В труде путем напряжения происходит и насыщение того
естества, во имя которого человек трудится.
° Легче всего трудиться, делая любимую работу.
Любимая работа приносит большую радость и
удовлетворение, так как позволяет человеку реализовать себя и свои творческие
замыслы...
° В безделье и праздности угнетаются внутренние силы
человека и ослабляется его воля...
° Некоторые занятия, кажущиеся трудом, могут оказаться
отупляющим развлечением.
В отличие от развлечения, труд требует от человека
значительно большего напряжением воли и творческих усилий.
á Что является трудом, а что похоже на развлечение,
читать учебник или веселый рассказ, просто вбивать гвозди в доску или
сколачивать скворечник, рисовать картину или нарисовать рожицу.
Дополнительно: трудясь или напрягая волю в работе,
прилагая усилия, человек набирает опыт и привлекая умственным напряжением силы
для своей души, идет к жизни (эволюционирует), а бездельем и развлечениями
расслабляется, утрачивает завоеванные позиции (деградирует), постепенно идет к
смерти души и может быть надолго исключен из сознательной эволюции.
Труд, развлечение и безделье
Встретились как-то Муравей, Бабочка и Трутень.
Муравей кусочек листа нес, Бабочка на цветке сидела, а Трутень в тени цветка
лежал.
Муравей положил свой кусочек листика и говорит: –
Устал я что-то, сейчас вот чуток отдохну и дальше пойду.
– А я целый день отдыхаю, – сказал Трутень, – я
работать не люблю. Мне в тени больше нравится лежать, пока другие работают.
– Если ты будешь бездельничать и лениться, – сказала
Бабочка Трутню, – то тебя твои сестры-пчелы выгонят из своего дома и ты
погибнешь. Лучше бери пример с меня: я целый день работаю, летаю с цветка на
цветок не переставая.
– Мне кажется, что летать по цветам это не работа, –
сказал Бабочке Муравей. – Это просто веселое развлечение.
– Нет, это настоящая работа, – возразила Бабочка, – я
же летаю и не сижу на месте без дела, как Трутень.
– А твое летание по цветам хоть какую-нибудь пользу
приносит? – спросил Муравей.
– Нет, мне просто приятно летать, вот и все, это у
меня танец такой особенный.
Мимо пролетал Майский Жук.
– А давай его спросим, – предложил Муравей Бабочке.
– Давай, – согласилась она.
Они позвали Жука и спросили его:
– Скажи нам, Жук, если целый день просто так, ради
развлечения, танцуя, летать с цветка на цветок, это трудом считается или
бездельем.
– Это не труд и не безделье. Когда человек не
трудится, а любит только развлекаться и веселиться, то это праздностью
называется. При труде обязательно что-нибудь придумывается и делается новое,
нужное и полезное, а бестолковое развлечение очень сильно на безделье похоже.
– Так значит, танцевать и летать целый день по
цветкам не называется трудом? – спросила Бабочка.
– Конечно, не называется, – ответил Жук. – Праздность
– это почти то же самое, что и ничегонеделание. Каждый лентяй, когда ему
надоест лежать и наскучит бездельничать, начинает искать себе веселья и
развлечений. Хоть он и пытается что-то сделать, чтобы развеселить себя, но
лень все равно внутри него остается, – сказал Жук и, взмахнув крыльями,
улетел по своим делам.
Так узнала Бабочка, что она больше похожа на ленивого
бездельника Трутня, а не на труженика Муравья. А все ее порхания и танцы вовсе
не от желания работать, а чтобы скучно не было сидеть на месте...
[?] – На что похожа праздность: на труд, или на
безделье?
– Почему то, что делала Бабочка нельзя назвать трудом
и работой? (При работе придумывается и создается новое, важное, полезное).
Как Павлика по телевизору показали
Вы когда-нибудь замечали, как по-разному играют во
дворе дети? На первый взгляд, вроде бы все чем-то заняты и все что-то делают,
но, если присмотреться повнимательнее, то вы увидите очень важное. Одни что-то
строят, придумывают, делают, соревнуются между собой, кто лучший. А другие
дети ничем умным и толковым не хотят заниматься, не нравится им все то, где
надо потрудиться. Такие подолгу от нечего делать слоняются по двору и находят
для себя глупые и легкие занятия. То камень в забор швырнут, то поломают или
оторвут что-нибудь, то палкой помашут, то ногой по какой-нибудь железке начнут
стучать. Вот точно таким же был и Павлик.
Выходя во двор, он долго высматривал и придумывал,
чем бы ему заняться, но почти все занятия и игры ему не нравились. Скучно ему
было строить и что-нибудь делать. Проще было ломать, кидать, разбивать, а то и
вовсе сидеть на скамейке, ногами махать, да ботинком землю ковырять. Самого
главного Павлик не понимал, что от праздности и ничегонеделания всегда
человек глупеет и еще больше скучать начинает.
Однажды Паша был занят своим любимым делом – смотрел
в окно. Он мог так целыми часами рассматривать из окна проезжающие машины и
прохожих, идущих по улице. И тут он услышал, как его старшая сестра его позвала
из соседней комнаты:
– Иди скорей сюда, тебя здесь по телевизору
показывают.
– Как это показывают? – удивился Павлик и пулей влетел
в комнату, где сестра смотрела телевизор.
По телевизору показывали передачу про обезьян.
– А где же я? – спросил он сестру.
– Садись, садись, сейчас тебя опять могут показать,
надо подождать. Ты еще в своей кепке красной и майке зеленой был, в которой ты
летом по двору бегал, помнишь?
– Помню.
– Ну, тогда смотри внимательно и не пропусти себя, –
сказала сестра, – а я пока пойду поем.
Павлик стал внимательно смотреть телевизор, чтобы
заметить, когда его самого начнут показывать. Обезьяны шумели, с криками
размахивали палками, стучали ими по деревьям и занимались всякой ерундой.
Потом они стали ковыряться пальцами в земле, чем-то швырять друг в друга, а
под конец даже подрались между собой. И вдруг женский голос в телевизоре
сказал:
– Обезьяны отличаются от человека тем, что не могут и
не хотят работать и заниматься чем-нибудь полезным, они всегда лишь глупо
развлекаются.
Потом голос женщины замолчал, а на экране появился
какой-то бородатый дядька в очках с микрофоном в руках и заговорил:
– Уважаемые телезрители, обратите внимание еще раз на
эту ученую обезьяну. Она может одевать штаны, есть ложкой еду и даже чистить
зубы после еды.
И тут показали обезьяну в красной кепке и зеленой
майке. Она сама одевала на себя штаны, ложкой брала из тарелки еду и зубной
щеткой могла чистить зубы.
– К сожалению, – сказал бородатый дядька, – мы ее
никак не можем научить заниматься чем-нибудь полезным и делать какую-нибудь
работу. Она лишь все разбрасывает, наводит беспорядок. А любимое ее занятие –
с утра и до вечера подолгу разглядывать из своей клетки посетителей зоопарка.
Некоторые ученые, – продолжал дядька, – считают, что обезьяны не стали людьми
только из-за того, что любили праздность, боялись работы и не хотели трудиться,
поэтому, они своим умом так сильно отстали от человека.
Эта передача про обезьян Павлику очень сильно
запомнилась. Теперь каждый раз, когда ему ничем не хочется заниматься, а
хочется придумать глупое развлечение, он почему-то сразу вспоминает ту
обезьяну в красной кепке и зеленой майке и страшные слова бородатого дядьки:
"Не стали людьми, потому что любили праздность".
[?] – Почему обезьяны не стали людьми? (Любили праздность
и ничегонеделание).
– Чем Павлик был похож на обезьян? (Не любил трудиться
и смотрел на прохожих).
– Все ли детские занятия и игры бывают глупыми и
бесполезными?
– Какие вам больше нравятся игры: те, в которых не
надо ничего делать, или те, в которых нужно поработать, построить, придумать? |