I. Подготовительная работа.
1. Продолжи ряды слов.
Зима — это мороз, снег...
Снег — это вьюга, снеговик...
2. Расскажи о времени года, отвечая на вопрос.
Какая бывает зима? — Морозная, лютая, студёная, снежная...
3. Придумай рифмованные строчки с данными словами.
• пушинки — снежинки
• Новый год — хоровод
• кружились — ложились
4. Ответь на вопросы.
Какой пейзаж увидел мальчик, выглянув в окно?
Какие чувства он испытал? А ты?
Какие деревья ты узнал?
Что виднеется вдали?
5. Выбери наиболее удачный заголовок. «Зимний пейзаж»
«Хороша зима!»
6. Составь план сочинения-описания.
7. Подбери к словам солнце, снежинки, деревья необычные сравнения.
8. Подбери как можно больше имён прилагательных к словам снег, земля, ёлочки, ребятишки.
9. Замени слова оцепенеть, красоваться, посеребрить близкими по смыслу словами.
10. Составь из слов каждой строчки предложения.
• пушистый, накрыл, деревья, снег
• макушке, снежная, на, сосны, шапка
11. Составь текст-описание, используя план, опорные слова и словосочетания.
II. План.
1. Вступление. Вид за окном.
2. Основная часть. Описание зимнего пейзажа:
• солнце;
• земля;
• деревья и речка;
• ребятишки.
3. Заключение. Хороша зима!
III. Опорные слова и словосочетания.
Зимний пейзаж, гореть в небе, покрыть всю землю, белая берёза, крохотные ёлочки, стройная сосна, озорные ребятишки.
IV. Образец сочинения.
Хороша зима!
Мальчик рано проснулся, выглянул в окно и ахнул! Какой великолепный зимний пейзаж!
Солнце высоко горит в синем небе, словно лампочка в люстре: светит, а не греет. Мороз!
Снег покрыл всю землю белым ровным слоем, будто пуховым
одеялом. Кружатся в воздухе снежинки, словно звёздочки. Одна красивее
другой!
Оцепенели в зимнем сне деревья. Белая берёза блестит на
солнце ледяной берёстой. Рядом красуются крохотные ёлочки. Их совсем
занесло снегом. Как они хороши, как пригожи! Мороз посеребрил и пышную
причёску стройной сосны. На её макушке снежная шапка. А вдали виднеется
речка, покрытая толстым слоем льда. Озорные ребятишки катаются на санках
с горки.
Хороша зима!