Цель: помочь увидеть в каждом человеке положительные черты характера. Воспитатель. Вспомните сказку Г.Х. Андерсена «Снежная Королева». Д е т и. В этой сказке было зеркало, отражаясь в котором все доброе и прекрасное превращалось в дурное и безобразное. Сколько бед натворили осколки зеркала, попав в глаза людям! Воспитатель. У этой сказки есть продолжение: когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые, в отличие от зеркала, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Давайте примерим эти очки: представьте, что они надеты, посмотрите внимательно на товарищей, постарайтесь увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом. Воспитатель первым «надевает очки» и дает образец описания характера 2-3 детей. Игровое упражнение «Угадай, кто это» Цель: формировать умение оценивать других с позиции доброжелательности. Выбирается ребенок-рассказчик. Остальные сидят на стульчиках полукругом. Рассказчик описывает кого-либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.д. Дети должны угадать, о ком вдет речь. Тот, кого отгадали, становится рассказчиком. Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Сыновья» Цели: развивать умение оценивать поступки других людей с позиции морали, говорить о себе без стеснения и давать объективную характеристику своим поступкам; закрепить умение распознавать эмоции. Воспитатель читает рассказ В. Осеевой «Сыновья» и в конце задает вопросы. ♦ Почему старичок увидел только одного сына? ♦ Какие чувства испытывали женщины, когда говорили о своих сыновьях? ♦ Что вы можете сказать о мальчиках? ♦ Какие чувства испытывали мальчики, что они думали о себе? ♦ Думали ли они о своих мамах? Если да, то кто из них? Дети составляют о себе рассказы: — называют свои положительные и отрицательные стороны; — объясняют, за что их любят (не любят) родители, друзья, дети во дворе и т.д. Игра «Азбука настроения» Дети подбирают к заданному настроению контрастное, используя схемы (радость — печаль, безразличие — удивление, доброта — злость). В конце занятия слушают пьесу П.И. Чайковского «Болезнь куклы», затем передают настроение, вызванное музыкой, в рисунках. Игровое упражнение «Ругаемся овощами» Цели: формировать умение преодолевать личностную незрелость, агрессивность; дать понять, что в одной и той же ситуации можно вести себя прямо противоположными способами. Воспитатель предлагает детям поругаться, но не плохими словами, а «овощами»: «Ты — огурец», «А ты — редиска», «Ты — морковка», «А ты — тыква» и т.д. Обсуждение русских народных шуток-дразнилок Едет Ваня на быке, Балалаечка в руке, Балалаечка упала — Быку ноженьку сломала. Федя-медя-требуха, Съел корову и быка, И пятнадцать поросят — Только хвостики висят. Аппликация «Клоуны» Цели: закрепить умение распознавать эмоции, мотивировать выбор; развивать творчество, способность создавать знакомые персонажи по памяти. Оборудование: наборы цветной бумаги, ножницы, кисть, клей, бросовые материалы для украшения, картон. Игра «Покажи свое настроение» Из картона и цветной бумаги дошкольники делают аппликации клоунов с различными эмоциональными выражениями лица. Дети рассказывают, какое у них бывает настроение и показывают его при помощи мимики, пантомимики (радость, грусть, злость, удивление, испуг). Этическая беседа «Что бы ты сделал, как поступил?» Цели: выяснить, как дети относятся к себе и сверстникам; формировать социальные способы поведения в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения к другим. Обсуждение проблемных ситуаций Воспитатель ставит перед детьми проблемные ситуации, дети решают их. 1. Если бы ты строил гараж, а рядом Миша сооружал домик и ему не хватило строительного материала, что бы ты сделал? А если бы тебе тоже нужен был этот материал, и тебе его не хватило? А если бы в группе вообще не было такого строительного материала? 2. Если бы ты гулял на участке и вдруг кто-нибудь упал, сильно ударился, что бы ты сделал? А если бы упал... (называют имя сверстника, к которому данный ребенок недоброжелателен)? А если бы упал ты? 3. Дети играли в группе, рисовали, а Маша сидела одна, очень грустная... Что бы ты сделал, чтобы ей не было грустно? Словесная игра «Сказки» Цели: способствовать лучшему осознанию самого себя; развивать умение говорить о себе без стеснения; учить оценивать свои лучшие стороны. Ребенок должен придумать небольшую сказку о человеке, которого зовут так же, как и его. Например: «Марина — значит морская. Эта сказка о девочке, которая живет в море. Она была очень добрая и каждое утро кормила больших зубастых рыб и маленьких рыбешек с ладошки. Девочка была смелая и никого не боялась». Ручной труд «Мастерская добрых дел» Цели: формировать доброжелательность, заботливое отношение к младшим; воспитывать потребность совершать хорошие поступки и доставлять радость другим. Дети при помощи воспитателя изготавливают различные подарки малышам.
|