Задачи:
учить понимать и принимать индивидуальность другого
человека, не похожего на остальных, с особенностями психофизического развития;
развивать эмпатическое понимание по отношению к
инвалиду;
воспитывать гуманное отношение к людям-инвалидам.
Материал: зеленые и красные карточки на каждого ребенка.
Ход занятия
Приветствие «Колокольчик»
Воспитатель берег колокольчик, подходит к кому-нибудь из детей, звонит
на ушко, пропевает имя ребенка и приветствие: «Маша, доброе утро!» Затем Маша
берет колокольчик и приветствует таким же образом кого-либо из детей и т. д.
Дидактические игры
Игра «Слепой и поводырь»
Стулья и другие предметы расставляются так, чтобы
образовался лабиринт. Участники делятся на пары «слепой» и «поводырь».
«Слепому» завязываются повязкой глаза. «Поводырь» берет «слепого» за руку.
Задача «поводыря» — провести «слепого» так, чтобы он не задел предметы. Затем
партнеры меняются местами.
- Что вы чувствовали, когда были «слепыми»?
- Какие чувства испытывали, когда стали «поводырями»?
- Легко ли жить слепому человеку?
- Какая помощь нужна ему и в чем?
Мы встречаем разных людей. Кто-то из них похож на нас,
а кто-то нет. Некоторые люди кажутся нам необычными и даже странными. Детям не
таким, как все, живется особенно тяжело, потому что они испытывают не только
физическую боль, но и переживают, расстраиваются. Им тоже хочется бегать,
прыгать, играть со сверстниками, а они не могут, потому что одни не видят,
другие не слышат, третьи не ходят, четвертые не говорят.
- Как вы думаете, приятно ли им, когда невоспитанные
дети показывают на них пальцем, дразнят?
Все дети имеют право на защиту, но дети-инвалиды,
имеют право на особую защиту и помощь.
Игра «Согласен — не согласен»
Воспитатель говорит утверждение. Если ребенок с ним
согласен, он поднимает зеленую карточку, если нет — красную.
Слепым людям трудно ориентироваться в пространстве,
передвигаться.
Глухим людям легко общаться с другими людьми.
Людям-инвалидам необходима помощь.
Люди-инвалиды не виноваты в том, что они такие.
Детям-инвалидам не нужна дружба.
Все родители очень хотят, чтобы их дети родились
здоровыми и никогда не болели.
Детям-инвалидам очень нужна дружба и
доброжелательность.
- Встречали ли вы людей, которые разговаривают на
непонятном для вас языке — языке жестов?
- Как вы думаете, почему они так разговаривают?
Игра-тренинг «Пойми меня»
Как быть, если вы повстречаете ребенка, который не
слышит и не может говорить, а вам захочется с ним поиграть? Как с ним разговаривать?
Как понять друг друга? Как предложить поиграть?
Примерные ситуации:
Ты будешь со мной рисовать?
Давай построим дом.
На улице холодно, надо надеть шарф и варежки.
Ты самый лучший друг.
Дети передают свои мысли, чувства, желания мимикой,
пантомимикой.
III. Беседа «Как мы можем помочь детям-инвалидам?»