Задачи:
продолжать формировать первоначальные знания о правах
ребенка;
познакомить е правом на жилище и нравом на защиту от
насилия;
закрепить определение слова «право», сравнить его со
словом «правило», развивать связную речь, активизировать словарный запас;
воспитывать самоуважение и уважение к другим людям,
сверстникам, чувство собственного достоинства, социальную активность;
содействовать дальнейшему развитию навыков общения
между сверстниками, оптимизации взаимоотношений в группе.
Ход занятия
Приветствие в кругу
Давайте улыбнемся друг другу и громко скажем: «Доброе
утро!»
Давайте
поиграем!
Игра «Кто ты?» (с мячом)
Дети стоят в кругу и поочередно, передавая друг другу
мяч, отвечают на вопрос: «Кто ты?». (Например: «Я девочка», «Я внук», «Я человек», «Я ребенок».)
Ответы не должны повторяться. Когда мяч вернется к педагогу, он спрашивает:
«Кто вы все вместе?» (Дети, люди, друзья.)
Игра «Большой
великан» (в кругу)
Дети с педагогом берутся за руки.
Мы с вами — это большой великан. Давайте послушаем,
как бьется его сердце. Шаг вперед: «Тук!», шаг назад: «Тук!» (повторяют
несколько раз).
Большой великан — это мы с вами, а его сердце — это
сердце нашей группы.
Знакомство с правом на жилье (по мотивам
сказки «Заюшки- на избушка»)
Дети удобно располагаются на ковре.
Есть ли у детей права?
Что такое право?
Какие правила существуют в нашей группе?
(Ответы детей.)
Игра «Нельзя и можно»
Дети по очереди говорят, что нельзя, а что можно.
(Например: «Нельзя драться, а
можно дружить» и т. п.)
Какие права имеет каждый из вас? (Ответы
детей.)
Помните сказку Э. Мошковской «Маленький великан»?
Почему
он хоть и маленький, но настоящий великан?
(Ответы детей.)
Послушайте еще одну историю, которая с ним произошла.
Однажды маленький великан отправился в лес на
прогулку. Когда он подошел к поляне, то под большим деревом увидел плачущего
зайку.
О чем, заинька, плачешь?
Как же мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а
у лисы — ледяная. Пришла весна, ее избушка растаяла, попросилась лиса ко мне
погреться, да меня и выгнала.
Ребята, узнали ли вы, с зайкой из какой сказки
встретился маленький великан? («Заюшкина избушка»)
Не плачь, заинька, сейчас я лисе объясню, что она
поступила неправильно.
Прибежала на полянку лиса и стала громко кричать,
размахивая лапами.
Я его перехитрила, значит, я сильнее его и избушка по
праву моя.
По какому такому праву? Разве есть такое право — слабых
обижать? Если заинька слабее тебя, то это не значит, что ты, хитрая и сильная,
безнаказанно можешь его из избушки выгонять. Как тебе, лиса, не стыдно!
А почему это мне должно быть стыдно. Я сильная, ловкая
и хитрая — значит, домик мой.
Нет, лиса! Избушку кто построил?
Зайка.
Жил в ней кто?
Зайка.
А значит, избушка эта заюшкина. Поняла, лиса? А если
ты не уйдешь из избушки по-хорошему, то придется применить силу. Лучше ты,
лиса, времени зря не теряй, а ступай строить себе избушку. И никогда больше не
обижай слабых. Нет у тебя такого права. А вот право на защиту есть у каждого, и
тебе стоит об этом подумать.
Как вы думаете, с каким правом познакомил маленький
великан лису? (Ответы детей.)
Все мы имеем право на жилье и на защиту от насилия.
Игра «Дрозды»
Цель:
развивать навыки общения;
воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Дети делятся на пары, повторяют слова и действия
воспитателя.
«Я дрозд» — показывают на себя.
«И ты дрозд» — показывают на партнера.
«У меня нос» — дотрагиваются до кончика носа.
«И у тебя нос» — дотрагиваются до носа партнера.
«У меня губки сладкие» — дотрагиваются до свих губ.
«И у тебя губки сладкие» — дотрагиваются до губ
партнера.
«У меня щечки гладкие» — гладят свои щечки.
«И у тебя щечки гладкие» — гладят щечки партнера.
«Я люблю тебя» — обнимаются.
IV. Закрепление материала
Вот символы, которыми можно обозначить право на жилище
и защиту от насилия.
Добавим их к тем, с которыми вы уже знакомы. Напомните
их. (Ответы детей.)
Давайте вклеим эти символы в паспорта.
Что вы видите на первой странице?
У всех ладошки одинаковые? (Нет.) Почему?
Что нарисовано на второй страничке?
(Портреты.)
Все портреты одинаковые? (Нет.) Почему?
А
символы у всех одинаковые? (Да.)
Почему? (Несмотря на то, что все
дета разные, они обладают одинаковыми правами.)
Педагог предлагает некоторым детям прочитать свои права по символам.
V. Рефлексия
Что нового вы узнали?
Что больше всего понравилось? Что запомнилось? |