Развитие основ социального и правового сознания. Такие разные и такие похожие
Задачи: воспитать доброжелательное отношение и терпимость к
детям любой расы, национальности, веры, языковой группы, к детям с физическими
недостатками.
Дидактический
материал: иллюстрации «Дети разных
рас», «Дети разных национальностей».
Педагог.
Посмотрите, что за дети смотрят на нас с этой иллюстрации? (Показывает иллюстрации с изображением детей
дошкольного возраста трех рас.)
Какие милые, правда? Чем они отличаются друг от друга?
(Цветом кожи, цветом и разрезом глаз.)
Людей, живущих в одном месте, с одинаковым цветом кожи
называют расой. Сколько здесь рас?
Мы все на кого-то из троих похожи цветом кожи? Мы относимся
к белой расе, потому что у нас белый цвет кожи. Я прочитаю вам о мальчике с
черной кожей: «В столовую вошел очаровательный мальчик лет пяти. Во всем его
облике было что-то необычайно милое. Тонкие черные волосы обрамляли красивыми
локонами лицо, сияющие темные глаза посматривали по сторонам из-под пушистых
длинных ресниц».
Послушайте еще: «Маленькая девочка, лет пяти-шести, повернула
головку, и я увидела нежное матовое личико с узкими блестящими глазками,
прямыми черными волосами, маленьким ротиком, который улыбался очень
приветливо». Это о каком ребенке? А вот как написано о третьей девочке:
«Легкие, как облако, золотистые волосы, голубые глаза, розовые губы и нежная
белая кожа».
А как вы думаете, чем похожи эти дети?
(Все они люди.) А могут все трое
одинаково хорошо петь? Рисовать? Танцевать? Быть добрыми? Конечно! Это не
зависит от цвета глаз или кожи.
Видели вы людей с черной или желтой кожей? Можно ли их
разглядывать? Что-то говорить вслух?
Вы правильно говорите: это неприятно, как и нам, если
нас в упор разглядывают (показывает это). Это бестактно, неприлично.
В России мало людей других рас, кроме белой. Но много
людей разных национальностей. Это люди, говорящие на языке своей нации,
например, русские — на русском, белорусы — на белорусском, татары — на
татарском. У каждой нации на своем языке песни, сказки, книги. Посмотрите на
этот хоровод из детей в разных национальных костюмах.
(Показывает иллюстрацию «Дети разных национальностей».)
Входит ребенок в национальном костюме, читает
стихотворение на соответствующем языке. Затем еще один ребенок (всего не более
трех детей). Возможна песенка или каждый читает не более строфы.
Правда, красиво звучат другие языки? Если у вас мама
знает один язык, а папа другой, то вы легко научитесь говорить на двух языках
сразу. А можно научиться у бабушки и дедушки, если они знают какой-нибудь язык.
А люди разных национальностей могут жить рядом?
Конечно, могут пожениться, могут дружить, могут быть соседями. А может быть
плохая национальность? Конечно нет. Никогда. Есть просто плохие люди, злые, но
ни цвет кожи, ни то, на каком языке говорит человек, ни то, в какой он одежде,
не имеет значения.
Ребятки, если человек русский, живет в России, но
говорит немного не так, как все, можно смеяться? Послушайте...
Звучит запись на лешуконье или другом диалекте.
Почему некоторые люди так говорят? Потому что так
говорили в старину.
Я хочу прочитать вам о маленьком мальчике, которого
звали Петрусь. Написал о нем Владимир Галактионович Короленко.
«...Послушайте, это опять вы? — спросил мальчик.
Разве вы не видите, что это я?
Этот вопрос больно отозвался в душе слепого.
Отчего вы такой сердитый? — спросила девочка.
Я... не сержусь на вас, — сказал тихо мальчик.
Так давайте играть вместе.
Я не умею играть с вами...
Какой вы смешной.
Мальчик услышал, как девочка перебирает цветы. Он взял
в руку цветок, легко пальцами тронул его.
Это лютик, — сказал он, — это фиалка. — Потом неожиданно
стал ощупывать лицо и волосы девочки. Девочка испугалась и заплакала.
Зачем ты пугаешь меня, гадкий мальчишка?!
Петрусь сидел с низко опущенной головой, впервые
испытывая унижение калеки. Потом упал на траву и заплакал...
О чем ты плачешь? Все-таки ты странный, — сказала
девочка с задумчивым участием.
Я не странный. Я... я — слепой...».
Почему
девочка не пожалела мальчика? (Она
не почувствовала, как ему больно, она не поняла, что он слепой.)
Как бы вы поступили после этих слов мальчика?
Девочка так и сделала, они стали большими друзьями, а
когда выросли, поженились. Какое сердце было у этой девочки?
А что ваши сердца вам подскажут, если я спрошу: все
дети на Земле, с любым цветом кожи, говорящие на любом языке, здоровые и
больные, какого отношения ждут от вас? (Доброго.)