Решение ситуаций гуманистического выбора в сказках
Цель: воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, личностного своеобразия, внешнего облика, физических недостатков. Воспитатель предлагает детям решить ситуации, выбрав свой вариант ответа и аргументировав его… 1. В сказке «Золушка» мачеха и ее дочери не взяли Золушку с собой на бал, потому что она была у них служанкой, мыла и убирала за ними. Как бы ты поступил на их месте? A. Не взял бы на бал, ведь Золушка ходила в старом, грязном платье. Б. Сказал бы, что на нее не хватило приглашения. B. Взял бы с собой, потому что все люди равны. Г. Взял бы с собой и оставил в карете возле дворца. 2. В сказке «Сивка-Бурка» старшие братья не взяли Иванушку с собой в город, потому что считали его маленьким и глупым. Они так и сказали ему: «Сиди, дурачок, дома!» Как бы поступил ты? А. Так же, как братья. Б. Взял бы Иванушку с собой. В. Оставил бы дома, но сказал: «Ты останешься за хозяина». Г. Ушел бы, пока Иванушка спал. Д. Взял бы Иванушку в город, если бы он выполнил за меня работу по дому. 3. Обитатели птичьего двора из сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий Утенок» обижали утенка зато, что он был некрасивым. Они называ¬ли его гадким, никто с ним не дружил. Правильно ли вели себя птицы? Как поступил бы ты? A. Правильно: я поступил бы так же. Б. Неправильно: не дружи, если не хочешь, но обижать нельзя. B. Неправильно: несмотря на разную внешность, все имеют равные права; я бы дружил с ним.
Аппликация «Плакат "Мои права"» Цели: развивать творческие способности; закрепить представления о правах детей; при рассматривании готовых плакатов развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Оборудование: цветная бумага; цветной круг диаметром 20 см для каждого ребенка; клей; кисти; простые карандаши, ножницы; трафареты: человек, ребенок, дом, парта, книга и т.д. (изображения, при помощи которых можно отразить какое-либо право ребенка). Выпуск совместно с родителями стенгазеты «Наша дружная семья» Цели: обеспечить равноправное партнерство субъектов деятельности; способствовать установлению позитивных отношений между родителями и детьми; формировать умение самостоятельно контролировать свою деятельность; закрепить понимание целесообразности права на отдых. Моделирование и проигрывание конфликтных ситуаций Цели: совершенствовать умение регулировать свое поведение в соответствии с нормами морали; упражнять в умении решать споры бесконфликтными средствами. Воспитатель предлагает детям решить такие ситуации. — нечаянно пролил молоко на одежду соседа; — случайно наступил товарищу на ногу на физкультурном занятии; — без очереди занял велотренажер.