Цели: закрепить полученные представления о праве на выражение собственного мнения и создание детского сообщества с целью выражения своих взглядов; учить понимать причины, вызывающие эмоциональное неблагополучие окружающих, уважать чувства, желания и мнения других; развивать способность говорить о себе без стеснения, адекватно оценивать свои позитивные и негативные стороны; поддерживать стремление стать лучше. Вопросы и задания к иллюстрации ♦ Кто изображен на рисунке? ♦ Что делают зайчата? ♦ Что изображено у них на плакате? ♦ Зайчата согласны с мнением Волка? Как вы догадались об этом? ♦ Волк согласен с их мнением? Прислушиваются ли к нему? ♦ Часто ли вы находите взаимовыгодное решение возникших проблем? ♦ Когда и в каких ситуациях вам удалось отстоять свое мнение? ♦ В каких случаях вы были расстроены, что не удалось убедить членов семьи прислушаться к вашему мнению? ♦ Всегда ли прислушиваются к вашему мнению в детском саду? Почему так бывает? ♦ Как ты считаешь, почему ребята прислушиваются (не прислушиваются) к твоему мнению? ♦ Часто ли ты сам прислушиваешься к мнению своих друзей, близких, знакомых? Чьим мнением в группе ты дорожишь? Почему? ♦ Хотелось бы тебе, чтобы ребята считались с твоим мнением? Что для этого нужно?
Индивидуальные беседы с детьми: «Какие обязанности ты выполняешь дома?» Цели: закрепить понятие о том, что у каждого человека есть не только права, но и обязанности; показать единство прав и обязанностей. Воспитатель, задавая ребенку вопросы, выясняет, какие обязанности на него возлагаются дома. ♦ Какие поручения ты выполняешь в семье? ♦ Имеются ли у тебя постоянные обязанности дома? ♦ Как старшие поощряют выполнение тобой обязанностей?