Цели: формировать представление о такой этической категории, как милосердие; побуждать проявлять милосердие к окружающим людям, сверстникам, оказывать им внимание, помощь и делать это доброжелательно, искренне. Оборудование: сказка В. Одоевского «Мороз Иванович». Проводится чтение сказки В. Одоевского «Мороз Иванович», далее воспитатель задает детям вопросы по ее содержанию. ♦ Как звали девочек? Почему их так звали? ♦ Что случилось с Рукодельницей? ♦ Как она помогла Морозу Ивановичу? ♦ Как заботилась о нем? ♦ Какой был Мороз Иванович? Выслушав ответы детей, воспитатель еще раз читает отрывки из сказки. ♦ Кого можно назвать заботливым, милосердным? (Это человек, думающий о других людях, творящий добро.) ♦ Подтвердите это словами из сказки. («А затем еще я в окошко стучусь, чтобы никто не забывал, что есть на свете люди, которым зимой холодно, у которых нет шубки, да дров купить не на что, вот я затем в окошко стучусь, чтобы им помогать не забывали.) ♦ Как вела себя Ленивица у Мороза Ивановича? ♦ Как она разговаривала с пирожком и яблочками? Воспитатель уточняет ответы детей повторным чтением отрывка. ♦ Как отблагодарил Мороз Иванович девочек? ♦ Вам жаль Ленивицу? Воспитатель стремится вызвать у детей чувство жалости к Лениви¬це: хоть и наказана она по заслугам, но ведь ей тоже плохо и обидно. Дети придумывают «хороший» конец сказки. Воспитатель (объясняет понятия «милосердный» и «бессердечие»). Милосердие — очень древнее слово. Наши далекие предки называли милосердным такого человека, у которого доброе сердце, который проявлял заботу о других, сочувствовал им, утешал, если с ними случилась беда. Считалось, что очень плохо не оказать помощь нуждающемуся, не заметить чужое горе, не проявить сочувствие и сострадание. Такого человека называли бессердечным. ♦ Ты считаешь себя милосердным человеком? Почему? Давайте чаще проявлять милосердие к окружающим нас людям. Никогда не будем смеяться над чужой бедой, а постараемся помочь и утешить.
Игровые упражнения «Я поступаю хорошо» Цель: закрепить представления о культуре отношений между людьми. Обсуждение проблемных ситуаций Воспитатель предлагает детям разрешить следующие проблемные ситуации. 1. Оля прищемила палец. Ей больно. Как можно утешить ее, что сказать? 2. Малыш ушибся и заплакал, пожалейте его. 3. У Виталика сломалась машина, которую ему подарили. Он очень расстроен. Подумайте, как вы ему поможете, как успокоите? 4. У няни заболела голова. Скажите ей слова утешения. Как вы еще можете ей помочь? 5. Мальчики во дворе затеяли игру в прятки. Игорь побежал к ящику, чтобы спрятаться в нем, но нечаянно споткнулся и ушиб ногу, громко заплакал. К нему подбежали Миша и Юра. Миша посмотрел и засмеялся: «Подумаешь, ерунда какая. Даже царапины нет, а ревет на весь двор!» А Юра произнес: «Больно? Потерпи немножко, не плачь», — и стал дуть на больное место. ♦ О ком из детей можно сказать, что он проявил милосердие? ♦ Как вы охарактеризуете Мишу? Ручной труд «Коробочка добрых дел» Цели: развивать конструкторско-технические умения, творческие способности; закреплять навыки работы с бумагой и ножницами; побуждать детей к совершению нравственных поступков. Оборудование: квадрат цветной бумаги 20x20 см для каждого ребенка; обрезки цветной бумаги; фантики от конфет — для украшения коробочки; личная фотография — для наклеивания на свою коробочку (по желанию детей). Каждый ребенок изготавливает свою «коробочку добрых дел». Воспитатель помогает. В готовые коробочки детям складываются жетоны: за один хороший поступок — один жетон. В конце недели количество жетонов подсчитывается и выявляется победитель.
|