Цели: показать детям единство прав и обязанностей; объяснить, что каждый человек имеет не только права, но и обязанности; формировать адекватное отношение к соблюдению и нарушению общечеловеческих норм и принципов морали. Воспитатель. Сегодня мы познакомимся с понятием «обязанности». Словарная работа: обязанность — то, что безусловно должно быть выполнено кем-либо. Воспитатель обращается к личному опыту детей. ♦ Какие обязанности есть у вас дома? В детском саду? Обсуждение проблемных ситуаций 1. Вошли в троллейбус мама и мальчик лет шести. Мама усадила мальчика на свободное сиденье, а сама встала рядом. На следующей остановке в троллейбус с трудом вошла старушка с палочкой и тоже встала радом с мальчиком. Ей было тяжело стоять, она переминалась с ноги на ногу. А мальчик смотрел в окно и с аппетитом ел спелую грушу. ♦ Правильно ли поступил мальчик? ♦ В чем он не прав? ♦ Как бы ты поступил на его месте? (Мальчик поступил неправильно дважды.) 2. — Мам, — кричит Маринка, — Где моя косынка? — Мам, — кричит Маринка, — Где моя резинка? — Мам, на праздничный берет Сделан бантик или нет? Брат за пышную косичку Повернул к себе сестричку: — Больно спросы велики, А у мамы две руки. А. Усанова ♦ Правильно ли ведет себя Маринка? ♦ В чем она не права? ♦ Как бы поступили вы? ♦ Вспомните правила: «все, что можешь, делай сам», «каждой вещи свое место».
«Рубль»
Одна девочка покупала в булочной хлеб и обронила рубль. Она хотела поднять деньги, но рыжеволосый паренек, стоявший рядом, опередил ее. Только он нагнулся, девочка как закричит: — Не смей брать! Это мои деньги! Да так закричала, что все обернулись. — Конечно, твои! — сказал мальчик, протягивая ей деньги. Девочка выхватила рубль из руки мальчика и, дергая остреньким носиком, опять закричала: — Ты хотел прикарманить деньги, воришка! — Что ты, девочка! — он никак не ожидал такого упрека и покраснел от обиды. — А почему покраснел? — не унималась остроносая. — Что, стыдно стало? Стыдно? Рядом с ребятами стоял рабочий в синей спецовке. Очевидно, он понял чувства несправедливо обиженного мальчугана и, дружелюбно похлопав его по плечу, похвалил громко, чтобы все слышали: — Гляжу я на тебя: молодчина! Дважды хорошо сделал! Поднял девочке деньги — это раз. Покраснел за нее — это два. И мне почему-то стыдно. Остроносая услыхала эти слова и тоже покраснела. Наверное, и она поняла, кому действительно должно быть стыдно. П. Дудочкин ♦ Отчего покраснела девочка? ♦ Какое право другого она нарушила? (Не оскорблять, не унижать другого человека.) Обсуждение пословиц и поговорок Слово не воробей — вылетит, не поймаешь. Прежде чем что-то сделать, подумай. Слово может ранить. Воспитатель (подводит итог). У каждого человека есть права и обязанности. Всегда помни такое правило: твои права кончаются там, где начинаются права другого. Упражнение «Волшебная мойка» Цель: продолжить развивать эмоциональную сферу. Поставьте детей на небольшом расстоянии в два параллельных ряда лицом друг к другу. Один ребенок проходит с одного конца между этими рядами («через мойку») до другого. Остальные дети (если это допустимо в условиях местной культуры) дружески похлопывают его (ее) по спине или пожимают ему (ей) руку, одновременно произнося слова похвалы, симпатии и поощрения. В результате из «мойки» появляется сияющий, счастливый человечек, который присоединяется к остальным детям в ряду. Затем эта процедура повторяется с другим ребенком. Ежедневное пропускание одного или двоих через такую «мойку» доставляет гораздо больше удовольствия, чем «мойка» всех за один раз. Беседа «Я и они» Цель: способствовать воспитанию правовой культуры. Дети заканчивают начатые воспитателем фразы. Больше всего в друзьях мне нравится ... Сотрудничество и помощь другим важны, потому что... Если бы я мог научить всех в мире одной вещи, то это было бы ... Я отличаюсь от других, потому что ... Я — как и все другие, потому что ...