Цели: расширить знания детей о роли семьи в их жизни; дать представление о защите прав ребенка членами его семьи (старшие члены семьи обязаны защищать своего ребенка). Оборудование: альбом «Ребенок имеет право...».
Рассказывание русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Цель: учить детей проводить нравственно-этический анализ ситуации, определять, какое право нарушается (или торжествует) в сказке. В процессе обсуждения сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» дети с помощью воспитателя делают вывод, что в ней нарушено право на воспитание в семейном окружении и обеспечении наилучшего ухода.
Рассматривание альбома «Ребенок имеет право...» Цели: закрепить полученные представления о правах ребенка; выяснить, насколько соблюдается данное право в семье. Вопросы и задания к иллюстрации ♦ Кто изображен на рисунке? Как всех можно назвать одним словом? (Семья.) ♦ Какое настроение у родителей? Как ты догадался? ♦ Какое настроение у детей? Почему? ♦ Кто нужен детям, чтобы хорошо расти и радостно жить? (Добрые и заботливые родители, дружная семья.) ♦ Что ты можешь сказать про свою семью? Какие у тебя родители? ♦ Кто еще, кроме родителей, любит тебя и заботится о тебе? (Дедушки и бабушки, тети и дяди, старшие братья и сестры, другие родственники.) ♦ Нарисуй свою дружную семью.
Занятие «Кто придет к тебе на помощь?» Цели: закрепить представления о родственных связях; сформи¬ровать понимание того, что заботиться о детях и защищать их могут не только ближайшие родственники, но и другие взрослые. Проводится чтение и обсуждение рассказа Ю. Яковлева «Мама».
Рисование «Меня все любят» Цель: закрепить и уточнить знания о содержании ст. 1 Конвенции о правах ребенка. Дети отображают в своих рисунках то, как они понимают содержание ст. 1 Конвенции «Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход» (защита прав и интересов ребенка в условиях семьи).
Игра-занятие «Играем в театр» Цель: дать представление о том, что для жизни и здоровья каж¬дого ребенка необходимы хорошие условия — дом, одежда, обувь, игрушки, предметы быта.