Цели: уточнить представления о том, что значит «уметь дружить»; научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить их с существующими нормами; познакомить с пословицами и поговорками о дружбе. Оборудование: аудио запись детской песни В. Шаинского «Песня о дружбе», текст сказки С. Михалкова «Как друзья познаются», пословицы и поговорки о дружбе. Воспитатель предлагает прослушать «Песню о дружбе» В. Шаинского, проводит беседу по ее содержанию, в процессе которой обращается к личному опыту детей. ♦ Кто с кем дружит в песне? ♦ Что нужно делать, чтобы дружба была крепкая, настоящая? Дети рассказывают сюжет сказки С. Михалкова «Как друзья познаются», воспитатель задает вопросы. ♦ Почему Бобер не захотел идти дальше вместе с Лисой и Кабаном? ♦ Почему Кабан сказал: «Ты иди первым, ты старше, тебе почет»? ♦ Помогла ли Лиса хоть чем-нибудь Бобру? Почему же она закричала: «Кабан, спасай Бобра, пропадет наш Бобер!»? ♦ Как же должны поступать настоящие друзья? Хотели бы вы иметь таких друзей? Обсуждение пословиц и поговорок Сам пропадай, а товарища выручай. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Дружным любая беда по плечу. Дружным и море по колено и беда нипочем. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты и др.
Игра «Комплименты» Цели: формировать доброжелательное отношение друг к другу; дать представление об индивидуальных особенностях людей, их внешних и внутренних различиях; привлекать застенчивых детей к общению; пробуждать желание рассказывать о товарище. Сидя в кругу, дети берутся за руки. Один ребенок, глядя в глаза соседу, должен сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий в ответ кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит свой комплимент соседу. Упражнение проводится по кругу. Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему подобрать комплимент.
Игровое упражнение «Добрые эльфы» Цели: формировать положительное отношение к другим людям; развивать социальные чувства. Воспитатель садится на ковер, рассаживает детей вокруг себя и начинает рассказывать. Воспитатель. Когда-то, давным-давно, люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям; нежно поглаживая их, ласково убаюкивали добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу. Сейчас мы с вами изобразим древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнит роли тружеников, а те, кто полевую, — эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их. Дети устанавливают только невербальные контакты.