Цели: формировать доброжелательное отношение к окружающим; расширять представления о дружбе, причинах возникновения конфликтных ситуаций и способах их разрешения; учить описывать сверстников, выделяя характерные для них признаки; упражнять в конструктивных навыках. Воспитатель. Послушайте сказку про трех поросят на новый лад. Жили-были три поросенка, три неразлучных друга. Дружба была у них очень крепкая, об этом знали все в округе. Поросята вместе трудились, вместе играли, пели песенки и веселились. Но однажды они стали играть в «Дразнилки» и очень сильно поссорились.
♦ Как вы думаете, почему поссорились поросята? ♦ Все ли дразнилки могут быть обидными? ♦ Назовите необидные, веселые дразнилки таким голосом, чтобы тот, про кого вы говорили, на вас не обиделся. (Сергей-воробей продавал червей, на тарелочке носил, три копеечки просил. Рева-корова, вот тебе обнова: два ведерка под глаза, чтоб котилася слеза. Плакса-вакса, гуталин, на носу горячий блин, бабка увидала — тестом закидала.) Поросята обиделись друг на друга так, что мириться не захотели и, обиженные, разошлись по своим домам. Об этом узнал серый волк и очень обрадовался. ♦ Почему волк обрадовался? (По одному их будет легче съесть.) ♦ Как можно помочь поросятам? Воспитатель предлагает вспомнить ситуации из жизни, когда ребята ссорились с кем-либо. ♦ Из-за чего были эти ссоры? ♦ Что можно сделать, чтобы ссор не было? ♦ Как вы мирились? ♦ Дайте поросятам свой совет, как можно им помириться. Воспитатель отмечает, что дети очень часто употребляли в ответах слово «друг». ♦ Кого можно считать другом? Игра «Отгадай, кто мой друг» Один ребенок описывает внешний вид своего друга, положительные качества его характера, а остальные дети отгадывают, о ком идет речь. Ручной труд Воспитатель предлагает детям сделать новых друзей-поросят из природного материала. По окончании работы поделки обыгрываются.
Упражнение «Подарок другу» Цель: развивать эмоционально-нравственную сферу, умение не-вербально описывать предметы. Один ребенок становится «именинником»; остальные «дарят» ему подарки, передавая движениями и мимикой свое отношение к «имениннику».
Игровое упражнение «Письмо заболевшему другу» Цели: учить оказывать внимание, поддержку тому, кто в этом нуждается; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, умение слушать друг друга, работать сообща. Воспитатель предлагает детям написать коллективное письмо заболевшему другу: — необходимо поддержать, ободрить друга, какими-нибудь ласковыми словами, утешить, порадовать; — рассказать что-нибудь интересное о жизни ребят в детском саду; — коллективно нарисовать «Картину для друга». Обсуждение пословицы Не дорог подарок, дорого внимание.