Занятие «Вредные советы» (по мотивам одноименного произведения Г. Остера)
Цели: способствовать возникновению убеждения в том, что каждый человек несет ответственность за свои дела и поступки и не всегда следует выполнять дословно советы других; совершенствовать умение регулировать свое поведение; развивать чувство юмора. Воспитатель проводит предварительную беседу с детьми. ♦ Что такое «совет»? ♦ Кто дает вам советы? ♦ Что советуют вам родители? Родственники? Взрослые? ♦ Все ли советы вы выполняете? Почему? ♦ А вы кому-нибудь даете советы? О чем ваши советы? ♦ Всегда ли ваши советы выполняют те, кому вы их адресуете? Почему? Воспитатель (читает). Недавно ученые с удивлением открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые все любят делать наоборот. Им дают полезный совет: «Умывайтесь по утрам» — они не умываются. Им говорят: «Здоровайтесь друг с другом» — они тут же начинают не здороваться. Ученые придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они все сделают наоборот, и получится как раз правильно. Эта книжка для непослуш¬ных детей. Послушным детям можно ее читать, только привязавшись к стулу, чтобы не упали от удивления. Чтение и обсуждение «Вредных советов» После чтения каждого совета воспитатель выясняет у детей, в чем заключается его вредность и как в подобных ситуациях поступают они. Если ты пришел к знакомым, Не здоровайся ни с кем, Слов: «пожалуйста», «спасибо» Никому не говори. Отвернись и на вопросы Ни на чьи не отвечай. И тогда никто не скажет Про тебя, что ты болтун. Никогда не мойте руки, Шею, уши и лицо. Это глупое занятье Не приводит ни к чему. Вновь испачкаются руки, Шея, уши и лицо. Так зачем же тратить силы, Время попусту терять? Стричься тоже бесполезно, Никакого смысла нет: К старости сама собою Облысеет голова. Если к папе или к маме Тетя взрослая пришла И ведет какой-то важный И серьезный разговор, Нужно сзади незаметно К ней подкрасться, а потом Громко крикнуть прямо в ухо: «Стой! Сдавайся! Руки вверх!» И когда со стула тетя С перепугу упадет И прольет себе на платье Чай, компот или кисель, То, наверно, очень громко Будет мама хохотать, И, гордясь своим ребенком, Папа руку вам пожмет. За плечо возьмет вас папа И куда-то поведет. Там, наверно, очень долго Папа будет вас хвалить. Если ты остался дома Без родителей, один, Предложить тебе могу я Интересную игру Под названьем «Смелый повар» Или «Храбрый кулинар». Суть игры в приготовленье Всевозможных вкусных блюд. Предлагаю для начала Вот такой простой рецепт: Нужно в папины ботинки Вылить мамины духи, А потом ботинки эти Смазать кремом для бритья, И, полив их рыбьим жиром С черной тушью пополам, Бросить в суп, который мама Приготовила с утра. И варить с закрытой крышкой Ровно семьдесят минут. Что получится, узнаешь, Когда взрослые придут. Нет приятнее занятья, Чем в носу поковырять. Всем ужасно интересно, Что там спрятано внутри. А кому смотреть противно, Тот пускай и не глядит. Мы же в нос к нему не лезем, Пусть и он не пристает. Если ты попал в больницу И не хочешь там валяться, Жди, пока к тебе в палату Самый главный врач придет. Укуси его, и сразу Кончится твое леченье, В тот же вечер из больницы Заберут тебя домой. Г. Остер Далее дети с помощью воспитателя пытаются переформулировать «вредные советы» в «полезные» (после повторного чтения каж¬дого совета). Если ты пришел к знакомым, Поздоровайся со всеми. После вкусных угощений Ты «спасибо» им скажи. Если спрашивают что-то, Отвечай всем дружелюбно. И тогда никто не скажет Про тебя, что ты плохой. Можно перефразировать советы не стихами, а своими словами. Воспитатель (подводит итог). Чужие советы нужно выполнять не всегда. Человеку свойственно ошибаться. Что хорошо одному, не всегда подходит для другого. Прежде чем что-то сделать, подумай, так как каждый человек должен отвечать за свои поступки. Обсуждение пословицы Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Упражнение «Лунные люди» Цель: воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от их личностного своеобразия и внешнего облика. Воспитатель. Как вы знаете, на Луне живут «лунные люди». Давайте опишем их. ♦ Какая у них одежда? Как «лунные люди» носят «лунные брюки», «лунные туфли» и т.д. ♦ Какие у них «лунные домашние животные»? Вопросы могут предложить и сами дети. Сопроводите рассказ разыгрыванием сценок, изготовлением поделок, рисованием. Затем «перенесите» ситуацию на Землю: пофантазируйте в отношении «земных людей», «людей моря», «людей неба», «людей леса». Потом это же упражнение повторите на реалистическом материале — в отношении людей, живущих в других странах.