Цели: формировать понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все равны; учить выделять характерные особенности внешности человека; воспитывать уважение к различным расам на Земле. Оборудование: глобус; фланелеграф; бумажный самолетик; бумажные куклы — негритенок и китаянка; бумажные фонарики (желтый и красный). Игра «Спиной друг к другу» Двое детей в течение одной минуты смотрят друг на друга, затем поворачиваются спиной. Сначала один ребенок подробно описывает внешность партнера по игре, затем другой. Игра-путешествие Воспитатель. Сегодня с помощью глобуса и бумажного само-летика мы отправимся в путешествие по другим странам и континентам.
Путешествие в Африку
На фланелеграф выставляется бумажная кукла-негритенок Бонни, который приветствует ребят и приглашает поиграть: дети должны повернуться в противоположную от Бонни сторону и описать его внешность, дополняя ответы друг друга. Затем дети берут у Бонни интервью (за куклу отвечает воспитатель). ♦ Что ты больше всего любишь делать? ♦ Во что обычно играешь? ♦ Какое твое любимое блюдо? ♦ Какие сладости ты любишь? ♦ Есть ли у тебя братья и сестры? Воспитатель. Подумайте, чем Бонни похож на вас, а чем отличается. (Сходство: любит играть, бегать, веселиться; переживает, когда его обидят; части тела такие же, как и у всех людей. Различия: живет в другой, жаркой стране, где не бывает зимы, и цвет кожи у него темный.)
Путешествие в Китай
На фланелеграф выставляется бумажная кукла-китаянка Ван, которая предлагает детям игру. Китайцы любят украшать фонариками свои дома и улицы; у Ван тоже есть два фонарика. Дети делятся на две команды и встают в две шеренги напротив друг друга. Пока горит желтый фонарик, они внимательно смотрят друг на друга, а когда загорится красный фонарик, ребята одной команды отворачиваются, а дети другой команды меняют что-нибудь в своей внешности (например, снимают кофту, надевают другие туфли и т.д.). Потом дети первой команды поворачиваются обратно и говорят, что изменилось во внешности ребят второй команды. И фа повторяется 2—3 раза. Воспитатель (подводит итог). Изменения внешнего вида не изменяют самого человека. ♦ Вам понравилось путешествие в Африку и Китай? ♦ Чем отличается внешность африканцев (китайцев) от внешности россиян? ♦ Чем мы похожи друг на друга? Во время путешествия мы встретили Бонни. Он относится к не-гроидной расе. У людей этой расы очень темная кожа, черные глаза, курчавые темные волосы. Маленькая девочка Ван — представитель монголоидной расы. У нее желтоватая кожа, чаще всего темные волосы, узкий разрез глаз. Многие из жителей России относятся к европеоидной расе. Попробуйте описать внешность этих людей. (Дети выполняют задание.) Все люди, живущие на Земле, разные. Но все они равны, имеют одинаковые права на жизнь, питание, свой дом... Каждый ребенок, в каком бы уголке земного шара он ни проживал, имеет право на защиту и поддержку взрослых. Решение ситуаций гуманистического выбора Цель: воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от расовой и национальной принадлежности. Воспитатель. Разрешите следующую проблемную ситуацию. В подготовительную группу ходила девочка из Узбекистана — Зарина. Родители одевали ее по-узбекски: на ней было широкое цветное длинное платье, из-под которого выглядывали пестрые штанишки с кисточками, прическа ее состояла из множества заплетенных косичек. Оле не понравилась Зарина, потому что одевалась она не так, как другие девочки в группе. Она обозвала Зарину и не приняла в игру, а еще уговаривала Веру и Надю тоже не дружить с узбечкой. Вера согласилась. А Надя сказала... Как вы думаете, что сказала Надя? Коллективная аппликация «Хоровод дружбы» Цели: формировать эмоционально-положительное отношение к людям разных народов; развивать художественные способности; создать благоприятную атмосферу для совместной работы, приучать к деятельности, объединенной общей целью; продолжать учить составлять изображение из отдельных частей; закрепить приемы вырезания из бумаги, сложенной «гармошкой». Дети из бумаги различных цветов вырезают человечков: из черной — негритят, из желтой азиат и т.д. Затем прикрепляют фигурки вокруг изображения глобуса. Сюжетно-ролевая игра «Больница» Цели: совершенствовать умение регулировать поведение на основе правил; поощрять детскую инициативу в использовании нормативных способов разрешения возникающих конфликтов; дать понять, что причиной конфликтов могут быть противоположные интересы, чувства, мнения; учить принимать компромиссные решения. Дети распределяют между собой роли врачей и пациентов, разыгрывают конфликтные ситуации, ищут оптимальные способы их решения.