Цель: закрепить понятие о том, что в одной семье люди могут иметь разные вкусы и увлечения и надо считаться с этим, уважать их выбор. Воспитатель проводит вступительную беседу с детьми. ♦ Чем вы любите заниматься дома в свободное время? ♦ Чем занимаются ваши родители и другие члены семьи в свободное время? ♦ Какие увлечения членов семьи вам не очень нравятся? Почему? ♦ Как вы поступаете, когда вам не нравится то, что делают другие. ♦ А могут ли ваши увлечения не нравиться вашим родным? Почему вы так думаете? ♦ Нравится ли вам, когда кто-либо из членов семьи делает вам замечание в грубой форме? ♦ Всегда ли вы умеете доброжелательно просить о чем-либо? Воспитатель (еще раз напоминает важное правило). Старайся быть вежливым, доброжелательным к людям, и к тебе будут относиться так же. Чтение и обсуждение рассказа
Два пирожных
Мама вошла в комнату и сказала: — Помогите-ка мне, дочки, вымыть посуду. В это время старшая сестра, Наташа, читала книгу о путешествиях: по Африке, а младшая, Оля, лепила из пластилина булочки и крен-дельки. Мыть посуду им не хотелось. Но Оля решила так: «Сначала помогу, а потом весь вечер лепить буду». И пошла на кухню. — Я тоже сейчас приду, только главу дочитаю, — сказала ей вдогонку Наташа и добавила: — Такая интересная книга, прямо не оторвешься! Немного погодя Оля вернулась в комнату за Наташей: — Что же ты не идешь, мы с мамой уже почти всю посуду перемыли. — А меня здесь нет, — не отрываясь от книги, проговорила Наташа, - я путешествую сейчас в долине реки Конго. Вокруг меня пальмы, тропические лианы, попугаи. — И она перевернула страницу. Постояла Оля около сестры, вздохнула и опять ушла на кухню одна. Минут через двадцать она принесла чистые тарелки, убрала их в буфет и принялась за лепку. —Ну, вот я и дома, — закрывая книгу, проговорила Наташа и вдруг рассмеялась. — Чем это ты губы вымазала? — Кремом, — похвасталась Оля, — я два пирожных съела. Одно за себя, другое за тебя. — Зачем же за меня? — нахмурилась Наташа. — Мама велела. Она сказала, что еще неизвестно, когда ты вернешься из Африки, а пирожное с кремом может испортиться. Ю. Ермолаева ♦ Какие увлечения были у сестер Наташи и Оли? ♦ Как откликнулись дочери на просьбу мамы о помощи? ♦ Из-за чего нахмурилась Наташа? ♦ Как бы вы поступили на месте Наташи? ♦ Какое правило нарушила Наташа? (Помогай тому, кто нуждается в помощи.) Воспитатель (подводит итог). Иногда требуется жертвовать своими интересами ради интересов другого.
Игра-инсценировка «За горами, 3а лесами» Цели: с помощью спланированной ситуации помочь детям вести диалог со сказочными персонажами; активизировать в их речи вы-ражения просьбы, благодарности. Обыгрывается сцена из любой сказки, в которой герой нарушает нормы и правила поведения. Например, в сказке «Три медведя» Маша зашла без спроса в чужой дом. Дети обсуждают, правильно ли она поступила и почему.
Рисование «Чем я занимаюсь в свободное время» Цели: вызвать желание отразить в рисунке свои впечатления, чувства; при анализе готовых работ дать понять о наличии индивидуальных наклонностей и увлечений у других детей; воспитывать умение с пониманием относиться к ним.