Цели: познакомить с понятием «зло», выражением «злой человек»; учить давать самостоятельную оценку отрицательным поступкам людей на примере сказочных героев; подвести к пониманию того, что зло всегда наказуемо и с ним можно и нужно бороться. Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости пришла Злая Старуха (фланелеграфная картинка). Она хочет сделать всех нас злыми и некрасивыми, а на помощь себе собирается позвать сказочных злодеев. ♦ Вспомните, каких сказочных героев-злодеев вы знаете, какие злые поступки они совершили. ♦ Какого человека можно назвать злым? ♦ Вы сами когда-нибудь злитесь? Из-за чего? Какие чувства вы при этом испытываете? ♦ Хорошо ли быть злым человеком? Почему? Послушайте одну очень интересную сказку.
Сказка про злого царя Фармолая
Воспитатель. В одной сказочной стране жил царь Фармолай. Никого не любил злой царь, был всегда хмурым и капризным. Очень хотел Фармолай иметь свой портрет в золотой раме. Раму ему быстро сделали, но рисовать портрет никто не брался. Художники боялись, что если царь увидит свое злое лицо на портрете, то он себя не узнает, разозлится и посадит всех в темницу. Чтобы нарисовать портрет Фармолая, нужно было изменить его лицо. В этом государстве жил мастер Трофим, который умел шить разных кукол. За это его любили все жители сказочного царства. Он смастерил себе веселого помощника — Петрушку. Петрушка веселил всех людей, а особенно его любили дети, потому что он всегда улыбался, рассказывал забавные истории, показывал разные смешные трюки. Ехал как-то Фармолай со своими слугами по улице и увидел веселого Петрушку, который так весело кривлялся и смеялся возле зеркала, что царь не выдержал и засмеялся. Петрушка подвел царя к зеркалу и показал ему, какое у него стало доброе лицо. Художники тут же нарисовали портрет Фармолая. Когда царь увидел свой порт¬рет, он понял, что нельзя все время ходить хмурым, а лучше всем улыбаться. Давайте покажем Злой Старухе зеркало, чтобы она увидела, какое у нее злое лицо. Дети (убеждают Старуху). Злиться очень плохо: у злых людей нет друзей, с ними никто не хочет играть, разговаривать, на них часто обижаются. Пообещай, Злая Старуха, стать Доброй Старушкой. Воспитатель (читает стихотворение) Есть слово холодное — снег, Есть слово веселое — смех. Есть быстрое слово — вагон, Есть кислое слово — лимон. Есть слово промокшее — дождик, Есть слово колючее — ежик. Есть милое слово — добро, Есть некрасивое — зло. И надо не просто их знать, Слова мы должны понимать.
Рисунок-рассказ о детском саде Цели: научить детей отражать в рисунке свои впечатления и представления; воспитывать любовь к своему детскому саду; доброжелательное отношение к сверстникам. Воспитатель предлагает детям послать письмо Доброй Старушке, в котором с помощью рисунков они расскажут о своей жизни в детском саду. В дальнейшем в свободное от занятий время дети рассматривают рисунки и поясняют, какие события в них отражены.
Подвижная игра «Вежливый ручеек» Цели: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; формировать способы речевой коммуникации; дать понять, что добрые слова вызывают подобную ответную реакцию. Подвижная игра проводится аналогично русской народной игре «Ручеек». Выбирая себе пару, «ручеек» должен сказать какие-либо слова приветствия и обратиться к игровому партнеру ласково по имени («Добрый день, Леночка», «Привет, Игорек», «Здравствуй, Иринка-краса, длинная коса» и т.д.).