Цели и задачи:
Развивающие: развитие речи (обогащение словаря),
развитие изобразительной деятельности, чувства композиции, развитие творческих
способностей.
Воспитательные: воспитывать в детях чувство любви к
столице нашей Родины. Закреплять умение детей работать коллективно, умение
договариваться, создавая герб г. Москвы.
Образовательные: уточнить знания детей о родном
городе, закрепить знания о назначении гербов, объяснить символику Московского
герба. Расширение словаря. Упражнять детей в технике обрывания и наклеивания
листочков на трафареты, в технике работы «тычком» кистью при создании фона.
Упражнять в работе ножницами, нарезании тонких полосок для создания фактуры
гривы, хвоста. Упражнять в рисовании лица фломастерами. Закреплять умение в
дополнении работы различными деталями. Упражнять в создании единой композиции.
Словарная работа: герб, святой Георгий Победоносец,
турнир, всадник.
Материал: репродукция герба г. Москвы, два костюма
рыцарей, аудиозапись песни О. Газманова «Москва»; лист ватмана с контуром щита,
трафарет коня, всадника, змея; цветная бумага; ножницы; клей, кисти, тряпочки,
клеенки, подставки для кистей; фломастеры; красная гуашь, кисти для клея.
Ход занятия
1. Вступительная беседа с
использованием сюрпризного момента
Руководитель художественной студии. Ребята,
посмотрите, кто к нам сегодня пришел на занятие.
Входят рыцари — родители, одетые в соответствующие
костюмы, выполняющие роли по ходу рассказа.
Как вы думаете, кто это?
Ответы детей.
Давным-давно не в России, а в других странах были
такие воины — рыцари. Вы, наверное, слышали о них, смотрели фильмы. Рыцари
часто проводили турниры, то есть боролись друг с другом. Рыцарь обязательно
должен был быть на коне. А на одежду надевались доспехи из металла, чтобы их
нельзя было проколоть мечом или копьем — это было основным оружием в те
времена. Так как доспехи у рыцарей были похожи, а шлемы закрывали не только
голову, но и лицо, то во время таких турниров трудно было узнать, где свои, а
где соперники. И тогда рыцари стали прикреплять к шлемам разные знаки, чтобы
узнавать своих: султанчики, ленточки, а потом стали рисовать на шлемах
различные рисунки.
Так они различали во время турниров своих соперников.
Вот такой знак и называли гербом. (Демонстрация разных гербов.)
Позже гербы стали придумывать не только воины, но и
семьи, а потом города и страны. Сейчас все города и страны имеют свой герб.
Есть и у нашего города Москвы свой герб. Давайте его рассмотрим вместе с нашими
рыцарями.
2. Рассматривание герба
г.Москвы
Руководитель художественной студии. Герб Москвы
появился очень-очень давно. Как об этом можно узнать?
Об этом нам говорит одежда всадника. Так воины одевались
в давние времена.
А как вы думаете, почему на гербе Москвы изображен
воин?
Потому, что русскому народу часто приходилось бороться
с разными врагами. Изобразив на своем гербе воина, население Москвы как бы
говорило всем врагам: лучше на нас не нападайте, мы будем защищать свой город и
все равно вас победим.
А всадник на коне — это не просто воин, это святой
Георгий Победоносец. Этот святой был небесным покровителем великого князя
Ярослава Мудрого, в святом крещении Георгия. И потому он стал покровителем и
всей княжеской семьи, потомков князя Ярослава и княжеской дружины. Затем он
стал небесным покровителем Москвы и всего населения Московского княжества.
Когда русские воины уходили защищать Москву, оставшийся в городе народ
собирался в церкви и молился, прося победу своим воинам. Люди верили, что
Георгий Победоносец может помочь воинам, и молились ему. Вот почему он и
изображен на гербе Москвы.
А что еще вы видите на гербе? (Змея.) Как вы думаете,
что он обозначает?
Да, так русский народ обозначил врага — страшного и
злого. Георгий Победоносец копьем убивает змея, а конь топчет его копытами.
Вот как можно много узнать, если внимательно посмотреть
на герб.
3. Сообщение темы занятия
Руководитель художественной студии. Ребята, сегодня мы
предлагаем вам всем вместе изготовить герб Москвы.
4. Уточнение способов работы
Руководитель художественной студии. Мы для вас
приготовили вот этот большой лист с контуром щита, трафареты коня, змея и
всадника.
Кто-то из вас раскрасит щит, сделав фон нашего будущего
герба. И я предлагаю раскрасить его «тычком» красным цветом. Кто помнит, как
это делать?
Правильно, это делается так.
Кто-то преобразит вот эти трафареты. Для этого нужно
нарвать мелкие бумажки и наклеить их на трафарет.
Как вы думаете, что мы будем украшать этими серебряными
бумажками? Правильно, одежду Георгия Победоносца. Тогда одежда воина будет
похожа на металлическую.
Кто-то нарисует лицо всаднику.
Змея я предлагаю сделать черным. Почему? (Черный цвет
обозначает тьму, зло.)
А каким цветом мы украсим коня?
Правильно, белым. Почему здесь больше всего подходит
белый цвет? (Белый цвет обозначает свет, добро.)
Обратите внимание: у трафарета коня чего-то не
хватает.
Правильно, у него нет хвоста и гривы. Для этого мы
приготовили вот эту бумагу. Ее надо будет нарезать тонкими полосками, а затем
приклеить их к коню. И у нас получатся и грива, и хвост.
Когда мы украсим все трафареты, мы наклеим их на щит и
у нас получится изображение герба Москвы.
А сейчас нам нужно распределить, кто что будет делать.
А рыцари нам помогут.
5. Самостоятельная работа детей, объединение деталей в единую
композицию
По ходу работы взрослый помогает детям советами,
наводящими вопросами, индивидуальным показом приемов работы.
6. Рассматривание изготовленного герба
Руководитель художественной студии. Посмотрите,
ребята, какой замечательный герб у нас получился. Но мне кажется, здесь чего-то
не хватает. Как вы думаете, чего?
Правильно, на нашем гербе у Георгия Победоносца нет
копья. Что же нам делать?
Один из рыцарей дарит копье и приклеивает его к гербу.
7. Подведение итогов
Руководитель художественной студии. Ребята, чем мы
сегодня занимались? Правильно, сегодня мы с вами сделали герб Москвы. Его вы
можете повесить в группе или в коридоре детского сада.
Занятие заканчивается аудиозаписью песни О. Газманова
«Москва».
Данное занятие относится к категории социально ориентированных и
отражает содержание гражданско-патриотического направления воспитания. Данное
направление обозначено как одно из важнейших в воспитании детей в Национальном
проекте «Образование», в федеральных и региональных программах развития
образования, в программе «Патриотическое воспитание детей и молодежи в РФ».
Особенное значение в них уделяется знакомству детей с государственной
символикой. По этому поводу даже издан специальный документ.
|