В современных условиях социальным и
государственным приоритетом становится
воспитание человека-гражданина.
Сущность понятия «гражданственность»
состоит в способности убежденно и ответственно
сознавать свои права и обязанности и,
руководствуясь ими, действовать на пользу
родине, народу.
Гражданственность формируется в процессе
усвоения нравственных и правовых норм сознания,
развития чувств и поведения, т.е. в ходе
накопления социально-нравственного опыта,
являющегося результатом воспитательного
воздействия ДОУ, семьи, социального окружения, а
также в результате самовоспитания.
Гражданственность – это высшая ступень
развития нравственного сознания личности
Хорошо известно, что процесс формирования
самосознания ребенка начинает формироваться в
дошкольном возрасте. А потому важнейшими
задачами развития ребенка дошкольного возраста,
его гражданского воспитания выступает задача
освоения родной культуры, воспитание гражданина
своей страны.
Воспитание гражданственности у детей
старшего дошкольного возраста эффективно
осуществляется при создании определенных
педагогических условий в дошкольном
образовательном учреждении.
Понятие «педагогические условия»является
производным от основного понятия «условие»
и имеет конкретную интерпретацию применительно
к педагогической деятельности. Условия
составляют ту среду, в которой рассматриваемое
явление возникает, существует и развивается.
Представим характеристику этих условий.
Воспитание гражданственности у детей старшего
дошкольного возраста дошкольника включает в
себя передачу им знаний, формирование на их
основе отношения и организацию доступной
возрасту деятельности.
Принципами педагогической
деятельности в ДОУ по воспитанию
гражданственности являются:
- индивидуализация обучения, включающая в
себя учет индивидуальных особенностей детей
старшего дошкольного возраста;
- постоянное стимулирование творческой,
познавательной активности детей старшего
дошкольного возраста;
- системность и последовательность воспитания и
обучения, представленная формированием
целостного процесса познания социального
мира;
- обеспечение психологического комфорта при
организации занятий;
- преемственность в организации разнообразных
видов деятельности, способствующих
целостному восприятию данного цикла.
Воспитание гражданственности у детей старшего
дошкольного возраста возможно при решении комплекса
задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к
своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и
промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах
человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб,
флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за
достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к
другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской
деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту
– так как воспитывают в ребенке не только
гражданственность, но и формируют его
взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Учет интегративного характера
гражданственности, позволяет определять содержание
нескольких компонентов: патриотизм,
гражданские права и обязанности,
межнациональная толерантность. Именно эти
характеристиками определяются педагогические
условия воспитания гражданственности у детей
старшего дошкольного возраста.
Патриотизм включает в себя:
формирование в ребенке общечеловеческих
нравственных качеств личности (совершать добрые
дела и поступки, чувство сопричастности к
окружающему и развитие таких качеств, как
сострадание, сочувствие, находчивость,
любознательность); приобщение к истокам
национальной региональной культуры;
формирование духовно-нравственного отношения к
природе родного края и чувства сопричастности к
ней; воспитании любви, уважения к своей нации,
понимания своих национальных особенностей,
чувства собственного достоинства, как
представителя своего народа, и толерантного
отношения к представителям других
национальностей (сверстникам и их родителям,
соседям и другим людям.)
Гражданские права и обязанности могут
быть представлены для детей старшего
дошкольного возраста в рамках правового
воспитания (элементарные знания и представления
о Международных документах по защите прав
ребенка «Конвенция правах ребенка»)
Задачи правового воспитания:
- формирование у детей положительного
самоощущения;
- развитие у детей положительного отношения к
окружающим людям;
- приобщение дошкольников к ценностям
сотрудничества с другими людьми;
- развитие коммуникативной компетентности
дошкольников и формирование у них социальных
навыков;
- формирование правового сознания у детей через
ознакомление их с ближайшим окружением.
Дети могут и должны учиться соблюдать права
друг друга, жить в группе по своим справедливым
«законам», которые «установят» сами.
Межнациональная толерантность,
которая является той культурной
направленностью, отношением личности, которая
проживает в мире и согласии, и предполагает
наличие у каждого таких человеческих качеств,
как ответственность, доброжелательность,
сдержанность, терпимость.
Немалое значение для воспитания у детей
интереса и любви к родному краю имеет ближайшее
окружение. Постепенно ребенок знакомится с
детским садом, своей улицей, городом, а затем и со
страной, ее столицей и символами. Затем он узнает
свои права и обязанности.
Задача педагога – отобрать из массы
впечатлений, получаемых ребенком, наиболее
доступные ему: природа и мир животных дома
(детского сада, родного края); труд людей,
традиции, общественные события, права и
обязанности детей и взрослых – граждан России и
т.д.
В воспитании гражданственность у детей
старшего дошкольного возраста огромное значение
имеет пример взрослых, в особенности близких
людей. На конкретных фактах из жизни старших
членов семьи (дедушек и бабушек, участников
Великой Отечественной войны, их фронтовых и
трудовых подвигов) необходимо привить детям
такие важные понятия, как «долг перед Родиной»,
«любовь к Отечеству», «ненависть к врагу»,
«трудовой подвиг» и т.д.
Гуманное отношение к людям разных
национальностей создается у ребенка в первую
очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е.
взрослых, которые находятся рядом с ним. Поэтому
особенно важно в ДОУ поддержать и направить
интерес ребенка к людям других национальностей,
рассказать, где территориально живет данный
народ, о своеобразии природы и климатических
условий, от которых зависит его быт, характер
труда и т.д.
Необходимо отметить, что в настоящее время у
людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к
исследованию национальных, сословных,
профессиональных корней и своего рода в разных
поколениях. Поэтому семейное изучение своей
родословной поможет детям начать осмысление
очень важных и глубоких постулатов: корни
каждого – в истории и традициях семьи, своего
народа, прошлом края и страны; семья – ячейка
общества, хранительница национальных традиций;
счастье семьи – счастье и благополучие народа,
общества, государства.
Важной частью работы по воспитанию
гражданственности является формирование у детей
представлении о людях родной страны, тех людях,
которые прославили нашу Родину (художников,
композиторов, изобретателей, ученых,
путешественников). Также надо на конкретных
примерах познакомить детей с характером
российского народа (творческие способности,
умелость, песенность, гостеприимство,
отзывчивость, умение защищать свою Родину.
Рассматривание иллюстраций, слушание
художественных произведений, беседы, а также
рисование, экскурсии, игры-путешествия – все это
помогает решать поставленную задачу.
Хорошо известно, что среди видов деятельности,
имеющих большое воспитательное и
образовательное значение для дошкольников,
является игра. При этом имеются в виду не только
игры в собственном смысле слова, но и все виды
деятельности, которые имеют характер игры
(обряды, праздники, ярмарки).
Рекомендуется также проведение
интегрированных занятий, например, «Наша
русская природа в искусстве», «Я гражданин
России»
Составление толкового словаря нравственных и
гражданских понятий также является формой
воспитания гражданственности. Дошкольники
совместно с родителями и педагогом могут
составить толковый словарь, подобрав объяснения
этих понятий, иллюстрации к ним, составить к
ним ребусы, подобрать пословицы, поговорки и т.д.
Возможно оформление визитки каждого ребенка «Я
– гражданин России»: ребенок на листе ватмана в
ходе общей работы под руководством педагога
рисует свой портрет, а с родителями кратко пишет
о себе и о своей семье – кто он, какая у него
семья, что он любит, чем занимается, какие у него
права и обязанности, какой характер.
Разработана и реализована система занятий по
воспитанию гражданственности у детей старшего
дошкольного возраста в условиях ДОУ, включающая
четыре направления – «Я – гражданин России»,
«Мои права и обязанности», «Моя семья», «Все мы
рядом живем» предусматривающей организацию
разнообразной деятельности детей по овладению
доступным для данного возраста объемом знаний о
Родине, интереса к событиям, происходящим в
стране, потребности в обществоведческих
сведениях, стимулирование у дошкольников
стремления к отражению в деятельности
полученных знаний и отношений, накопление опыта
участия в общественно полезной деятельности.
Основные формы работы:
индивидуальные, групповые.
Основные методы работы: беседа,
консультация, занятие, упражнения, наблюдение,
обсуждение ситуаций, праздники, д/и.
К работе привлекались родители дошкольников,
что обеспечивает тесный контакт ДОУ с семьей
дошкольников и позволяет использовать жизненный
опыт семьи в процессе воспитания
гражданственности.
Совершенствование профессиональной
компетентности педагогов ДОУ по воспитанию
гражданственности также относится к числу
необходимых педагогических условий.
Задача ДОУ, педагогов заключается в
обеспечении детям старшего дошкольного возраста
успеха в его деятельности, направленной на
воспитание себя гражданином своей Родины.
Психологическую сущность этого процесса
составляет формирование положительной
мотивации у детей старшего дошкольного возраста,
при которой потребность быть полезным обществу,
народу, Отечеству является нравственным
стержнем личности.
Таким образом, воспитание основ
гражданственности у детей старшего дошкольного
возраста является воспитание
человека-гражданина.
|