Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении, – проблема адаптации детей.
В период адаптации у ребенка возникает
переделка ранее сформированных динамических стереотипов и, помимо
иммунной и физиологической ломки, происходит преодоление психологических
преград. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа
от еды, сна, общения с окружающими, ухода в себя и др. Для более
оптимального осуществления периода адаптации переход ребенка из семьи в
дошкольное учреждение необходимо сделать по возможности более плавным.
Для этой цели нами разработаны психолого-педагогические параметры,
которые дают возможность прогнозировать течение адаптации и предполагают
индивидуальные подходы к детям в дошкольном учреждении и семье в период
адаптации.
Подходы состоят из трех блоков:
1) поведение детей, связанное с удовлетворением органических потребностей;
2) уровень нервно-психического развития;
3) некоторые черты личности ребенка (схема).
Данные о ребенке проставляются в баллах либо просто записываются словами.
Анализ показывает, что уже в раннем возрасте
(второй-третий годы жизни) наибольшее значение в период адаптации имеет
уровень социализации, в частности наличие или отсутствие общения
ребенка со сверстниками. Немаловажную роль играет формирование таких
черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать
«проблемы» в игре.
Положительное влияние на течение процесса
адаптации оказывает вопрос его организации. Желательно, чтобы
воспитатель заранее познакомился с детьми, поступающими в детское
дошкольное учреждение, а именно весной, и проводил прием по приводимым в
таблице 1 параметрам. При этом важно выяснить проблемы, которые могут
возникнуть, и заранее дать рекомендации родителям по подготовке детей к
дошкольному учреждению.
Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение
Таблица 1
В детском саду воспитатель фиксирует
наблюдения за поведением каждого ребенка в листе адаптации до тех пор,
пока не нормализуется его поведение. Если ребенок заболевает, это тоже
отмечается в листе адаптации, и по возвращении малыша в дошкольное
учреждение воспитатель проводит наблюдение за его поведением в течение
трех дней.
Важно провести анализ течения процесса
адаптации в группе. Для этой цели надо проанализировать, какова была
готовность каждого ребенка к поступлению в детское дошкольное учреждение
и как протекало привыкание под наблюдением воспитателей, психолога,
врача.
|