Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 25.04.2024, 01:33

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ [44]
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ [51]
ДИАГНОСТИКА [41]
ВАЖНО ЗНАТЬ [125]
СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД [61]
ЖИВОЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ [25]
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ [25]
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ [33]
Главная » Статьи » МЕТОДИСТУ ДОУ » ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ

Методические рекомендации к проведению занятий в ДОУ
Наблюдения на экскурсиях и прогулках

Планируя такие занятия, воспитатель придает им большое значение, так как дети усваивают знания непосредственно в окружающем их мире. Ребенок знакомится с предметами и их свойствами: цветом, формой, величиной, назначением. Например, снег белый, холодный, в руках быстро тает; или: на автобусе люди едут на работу, в магазин, в гости, а на грузовом автомобиле возят продукты, вещи. Во время занятий важно учить ребенка производить умственные операции: сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения. Например, рассматривая листья на деревьях (клен, тополь, яблоня и др.), обращать внимание детей на то, что листья у клена большие и резные, а лист тополя похож на листочки яблони, но он больше. Малыша следует ставить в такие условия, чтобы у него возникало желание задавать вопросы, как можно больше обращаться к взрослому. Все методические приемы воспитателя направлены на то, чтобы во время занятий формировать у детей наблюдательность.

Организуя эти виды занятий, воспитатель соблюдает определенные правила:

1. Создавать установку (воспитатель вначале обязательно говорит, что дети будут смотреть или куда пойдут).

2. Создавать условия для рассматривания объекта, выбранного для наблюдения.

3. Рассказывать о наблюдаемом объекте.

4. Ставить вопросы к детям.

5. Создавать ситуации для активного рассказывания детьми о том, что они наблюдали.

Занятия по развитию речи

На занятиях по развитию речи особое место занимают беседы или рассказ воспитателя без показа. Это особый вид речевого занятия, в основном он построен на слушании, а это для ребенка не простая задача. Умение слушать надо развивать своевременно. Владея им, малыш легче осваивает новую форму общения со взрослым, новую форму познания. Учитывая сложность подобного занятия, важно особенно тщательно выбирать тему для рассказывания. Рассказы должны быть понятны и интересны детям, речь педагога эмоциональной и выразительной, чтобы привлекать внимание малышей. С детьми можно беседовать о том, что они видели на прогулке, об игрушках, прошедшем или предстоящем празднике и др. Доступны для понимания малышей рассказы и о том, что они непосредственно не наблюдали, но могут понять на основании своего прошлого опыта. Например, как нашли котенка: он громко мяукал, потому что замерз и хотел есть, как его напоили молоком, сделали постель, он согрелся и уснул.

Сложность рассказа по содержанию, построению зависит от уровня развития детей. Если рассказ предназначен для детей 2–2,5 лет, то надо подготовить его так, чтобы малышам было понятно содержание и они могли ответить на вопросы к т о? что? где? куда? распространенными предложениями. Полезно использовать такие формы, как беседа, рассказ воспитателя, не только на занятии, но и во время самостоятельной деятельности детей. Это оказывает положительное влияние на формирование инициативной речи ребенка.

Показ инсценировок. Показ инсценировок – важное средство развития игры ребенка.

Показ инсценировок, планируемый на занятии, необходимо чередовать с дидактическими играми. Сюжет инсценировок прост: взаимосвязанные последовательные действия, определенные взаимоотношения героев. Цель такого показа – оказать определенное влияние на развитие активной речи малышей и сюжетной игры.

Занятие с книгами и картинками. На таких занятиях используют книги и серии картинок, изображения на которых объединены общим сюжетом.

Основная цель занятий: формировать у детей осмысленное восприятие содержания речи взрослого, учить употреблять грамматические формы распространенного (более 3 слов) (к 2,5 годам) и сложного предложения типа придаточного (к 3 годам); отвечать на вопросы и задавать их: кто? что? где? куда? (к 2,5 годам) и зачем? почему? (к 3 годам); обогащать словарь: продолжать развивать умение слушать рассказ взрослого, иллюстрируемый картинками.

Как можно провести подобное занятие? Если оно организуется впервые по данной книге или картинке, воспитатель вначале предоставляет детям возможность рассмотреть иллюстрации и самостоятельно высказаться по воспринятому содержанию картинок. Малыши рассказывают о своих впечатлениях, педагог поддерживает их, если картинка понята правильно, или поправляет тех, кто ошибся.

После того как все картинки будут рассмотрены, воспитатель предлагает детям рассказать о том, что на них нарисовано. При этом дает образец, определенный сюжетный рассказ, сопровождая сказанное соответствующими иллюстрациями, уже известными детям. Рассматривание иллюстраций, предваряющее рассказ педагога, нужно использовать для того, чтобы во время рассказывания дети не отвлекались, это мешает восприятию содержания рассказа.

На первом занятии воспитатель может рассказать сюжет 1–2 раза. На этом занятие заканчивается.

Следующее занятие по этой же книге или серии картинок можно начать со слов: «Вы, дети, уже видели эти картинки, я вам рассказывала, о чем они; хотите еще послушать?» После рассказа педагог задает вопросы, выясняя, насколько малыши усвоили содержание. Если ответы детей свидетельствуют, что основное содержание понятно, интерес к материалу не потерян, но они еще не умеют пользоваться нужной грамматической формой речи, не овладели определенной категорией слов, воспитатель повторяет занятие с рассказом и вопросами. Если же книга или картинки у детей не вызывают больше интереса, на следующем занятии целесообразно заменить их и использовать новый материал и такой же план.

Поскольку речевые задачи в работе с детьми третьего года жизни решаются не на 1–2 занятиях, воспитатель четко ведет учет успехов детей, своевременно меняет материал, чтобы у них поддерживался интерес к книге или картинкам с новым сюжетным содержанием. Для занятий используются детские книги: «Три медведя» Л.Н. Толстого; народные сказки «Курочка ряба», «Теремок», «Игрушки» А. Барто. Некоторые картинки (типа «мебель», «посуда», «овощи», «фрукты», «игрушки», «одежда») целесообразно давать детям для рассматривания в самостоятельной деятельности или на индивидуальном занятии. Хорошо, если в группе этот материал подобран в тематических альбомах.

Во время самостоятельной деятельности детей названные картинки воспитатель использует с целью обобщения словаря, расширения представлений об окружающем, формирования звуковой культуры речи и уточнения восприятия этих предметов. Например, подойдя к малышу, который рассматривает альбом, педагог проявляет интерес к картинкам с изображением овощей, может посоветовать рассмотреть их внимательно, подчеркнуть, что огурец зеленый, длинный, а помидор красного цвета, круглый и т. п.

Организационно занятия с книгами и картинками целесообразно проводить, усаживая детей за двумя столами, которые поставлены буквой Г. Такое расположение лучше организует малышей. Одновременно на занятии может принимать участие небольшая группа, из 8–9 человек. Это достигается распределением детей на 2 и даже 3 подгруппы, при этом воспитатель не нарушает режима занятий, так как длительность их – 7– 10 мин (а на занятия отводится до 30 мин).

Игры в лото на данном возрастном этапе занимают определенное место среди занятий по развитию речи. Ц е л ь этих игр – расширять словарь: активизировать речь малыша, побуждая его отвечать на вопросы; обучать правильному произношению, умению изменять слова по частям речи, родам, падежам; знакомить детей с правилами игры; учить смотреть, что показывает воспитатель, называть и искать аналогичные изображения, обращаться к педагогу со словесной просьбой – дать соответствующую картинку; учить детей закрывать свои картинки.

Основные виды лото, которые используются на занятиях с детьми третьего года жизни – типа «Игрушки», «Животные», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Одежда», «Мебель». Все эти виды лото используются с целью уточнения представлений о предметах, их назначении. Во втором полугодии детям начиная с 2,5 лет можно давать сюжетные лото типа «Кому что нужно», «Три медведя». В этих лото ребенок уже не только ориентируется в предметах, но и решает смысловые задачи. Например, воспитатель, показывая картинку, на которой изображен врач (у 4 детей на картинках изображены атрибуты, которыми пользуется врач: градусник, трубка и др.), спрашивает: «Что нужно врачу, чтобы полечить больного?» На занятии можно использовать изображения нескольких людей разных профессий, но уже знакомых детям по своим действиям.

Как можно провести игру в лото? Рассмотрим этапы развертывания игры.

Первый этап

Ребенку дают карточку с одним изображением и объясняют правила игры.

Второй этап

После того как малыш понял правило игры – сравнивать картинки с изображением на своей карточке, можно давать ему 2 картинки; уже в первом полугодии третьего года жизни ребенок легко ориентируется в картинках с 2–3 изображениями.

Третий этап

Во втором полугодии малыш работает над 4–6 картинками. Теперь ему можно предлагать сюжетное лото.

Максимальное число детей на этом занятии – 6–8 человек. Они сидят за двумя сдвинутыми столами. Воспитатель располагается посередине, чтобы малышам хорошо была видна картинка, которую он показывает.

Детям для работы целесообразно давать карточки с двумя, самое большее с тремя изображениями. Воспитатель, проводя этот вид игры, должен знать, что количество картинок на карточке, предлагаемое ребенку, зависит не только от его умения ориентироваться в них, но и от количества участников (чтобы не было неактивного ожидания). Допустимо, если у 2–3 детей картинки будут одинаковыми, поэтому на занятии должно быть два набора лото. Когда дети хорошо усвоят правила игры и будут ориентироваться в картинках, данные виды лото дают им для использования в самостоятельной деятельности.

Дидактические игры и занятия детей по восприятию цвета

Эти занятия проводят в 2 этапа.

Первый этап (для детей от 2 до 2,5 лет)

Цель занятий: сформировать способность подбирать

к эталону (образцу) предметы, разные по цвету (желательно 6 цветов).

Реализуя эту цель, воспитатель использует любой дидактический материал, например лото. Детям дают карточки с цветным фоном (красный, желтый, зеленый, синий) (у некоторых детей фон карточек может быть одинаковым). Воспитатель показывает им разнообразные предметы, окрашенные в эти цвета, например красный флажок, вишню, шар, желтого утенка, цветок, ведро и др.

Второй этап (для детей 2,5–3 лет)

На этом этапе на занятиях и в играх ставится цель: учить детей не только подбирать цвета согласно образцу, но и называть их.

Можно использовать игру с куклами, если ее не проводили раньше, но теперь предлагать детям по словесной инструкции называть цвет, подбирать кукле косынку, туфли.

Варианты игр и занятий в зависимости от материала могут быть самые разнообразные, но важно исключить стереотипность в преподнесении материала и чтобы цвет был связан с реальными предметами. Этапы занятий по формированию способности восприятия цвета определяются не только возрастом ребенка, но и, прежде всего, уровнем его развития.

Лепка

Воспитатель подводит детей к пониманию изобразительного характера лепки.

Занятие по лепке с детьми третьего года жизни проводят также поэтапно.


Первый этап

Знакомство с материалом (глина или пластилин). Наиболее целесообразно знакомить детей с материалом в процессе элементарного действия с ним, при этом они сразу получают видимый результат.

Детей знакомят с глиной так. Воспитатель, показывая материал, говорит: «Это глина, сделаем из нее палочку. Глина мягкая, от нее можно оторвать кусочек» (отрывает кусочек и раскатывает на столе).

Знакомя детей с материалом, педагог обучает их первому формообразующему движению – раскатыванию, созданию цилиндрической формы.


Второй этап

Обучение видоизменению цилиндрической формы. После того как дети освоят формообразующее умение создавать цилиндрическую форму, их учат преобразовывать цилиндр – делать из палочки кольцо. Малыш предварительно рассматривает готовое кольцо, а затем воспитатель последовательно показывает, как найти концы у палочки и как их потом соединить. «У колечка должна быть дырочка, и его можно будет надеть на пальчик или палочку», – говорит педагог. Этот момент очень важен для формирования у малыша способности контролировать свои действия, преобразуя цилиндрическую форму в кольцо.


Третий этап

Создание более сложного предмета – пирамидки. Прежде чем изображать предмет, надо научить ребенка рассматривать его. При этом воспитатель ставит следующие цели:

сделать процесс восприятия предмета преднамеренным (говорит детям: «Мы с вами сейчас рассмотрим пирамидку, а потом будем ее лепить»);

учить детей выделять основные части предмета;

учить устанавливать связь воспринимаемого предмета с уже приобретенными умениями.

Обследование следует проводить в определенном порядке: восприятие целостного образа предмета, вычленение основных его частей, повторное целостное восприятие.

Эти принципы необходимо соблюдать при обследовании и других предметов, выбранных для изображения. После рассматривания предмета можно предложить малышу приступить к лепке.

Во время работы воспитатель руководит процессом изображения предмета, используя для этого различные приемы («Ты вылепил палочку, а еще надо вылепить колечки»).


Четвертый этап

Обучение детей созданию дискообразной формы на простых предметах (блинчики, печенье). Взрослый показывает, как надо отрывать кусочек пластилина или глины и сплющивать его пальцами.


Пятый этап

Обучение детей лепке сложного предмета – грибка, который состоит из 2 частей: диска (шляпка) и цилиндра (ножка). Эти формы уже известны детям.

Для работы с детьми используется та же методика, что и на предыдущем этапе.


Шестой этап

Обучение детей созданию формы шара. Обучение скатыванию проводят на простых предметах – шаре, мяче, яблоке и др.

После того как дети овладеют умением скатывать, можно приступать к лепке неваляшки. Но предварительно ее также надо рассмотреть.

В процессе работы с глиной или пластилином дети постепенно начинают понимать, что из глины можно что-то вылепить.

Подбирая предметы для изображения, нужно исходить из общих дидактических принципов и особенностей возраста:

предмет должен быть хорошо знаком детям (на знакомом предмете легче уточнить имеющиеся представления о нем);

предмет должен вызывать у ребенка положительное эмоциональное отношение, быть интересным для него;

предмет должен быть прост по форме и строению, состоять из небольшого числа частей (не более 2).

Учитывая данные принципы, можно подбирать для изображения и другие простые предметы, в основе которых лежат геометрические формы – цилиндр, диск, шар.

Ведущим методом обучения формообразующим движениям должен быть показ, сопровождаемый простым, точным объяснением действий.

В занятии одновременно могут участвовать 8—10 детей. Для лепки можно применять пластилин и глину, но они должны быть правильно подготовлены. Пластилин, глину следует давать детям в виде колбаски длиной 6–8 см. Не следует подкладывать специальные доски, клеенки, так как движения малышей этого возраста еще недостаточно координированы и им трудно работать на ограниченной поверхности.

Методически правильная организация всех занятий имеет большое значение для нормативного развития детей и формирования их поведения. Необходимо, чтобы между организацией детской деятельности и занятиями устанавливалась тесная взаимосвязь, чтобы тот материал, который дается на занятии и которым дети в полной мере овладели, включался в их самостоятельную деятельность. Только тогда занятия будут оказывать положительное влияние на всестороннее развитие ребенка.

Категория: ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ | Добавил: admin (14.05.2012)
Просмотров: 5038 | Теги: методист ДОУ, дети раннего возраста в детском сад, дети дошкольного возраста, диагностика, детский сад, методические рекомендации для воспи, обучение | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru