На втором году жизни наблюдаются
определенные виды самостоятельной игровой деятельности детей. Это игры,
связанные с движениями: с мячом, игрушками-двигателями (машина,
тележка), влезание на горку и слезание с нее, на улице зимой катание на
санках и др.
Большое место занимает познавательная
ориентировочная деятельность малыша. Она проявляется прежде всего в
рассматривании окружающего, затем в наблюдении, рассматривании картинок,
книг.
Удовлетворяя свои потребности в познании
окружающего, малыш много действует с предметами – со строительным
материалом, с дидактическими игрушками, с простым конструктором, со
складными картинками и с орудиями – тесьмой, с помощью которой он ведет
машину, молоточком, забивая гвоздики в отверстия, со специально
изготовленным станочком из пластмассы или дерева и другими предметами.
Во втором полугодии второго года жизни у
ребенка наблюдаются предметно-игровые условные действия с игрушками –
куклой, собакой, зайчонком и другими, при этом дети уже первого
полугодия не только воспроизводят разученные действия с предметами, но и
отображают то, что сами часто видят в жизни.
Во время самостоятельной деятельности
малыши по своей инициативе по разным поводам общаются со взрослым.
Большую радость доставляет им включение взрослого в игру. Ребенок
наблюдает, как действует взрослый, обращается к нему, демонстрируя
результаты своей деятельности, и просит вместе посмотреть книги, что-то
для него нарисовать, помочь исправить сломанную игрушку и др.
Одним из условий, от которого в большой
степени зависит развитие игровой деятельности ребенка, является
правильный подбор игрушек, пособий. Определяется он характером
деятельности детей определенного возраста. Таким образом, в группе
должны быть игрушки, обеспечивающие все виды деятельности ребенка.
Для развития движений прежде всего
необходим простор. Из крупных пособий, стимулирующих двигательную
активность, нужно иметь горку со скатом, стол-барьер (для детей начала
второго года жизни), около которого малыши не только хорошо двигаются,
но и играют с дидактическими игрушками. Напомним, что прикреплять
игрушки к столу нельзя, это снижает активность малышей в выборе нужной
игрушки, не дает возможности обследовать предмет, взять его в руки.
Из мелких пособий должны быть мячи разных
размеров, коляски, машины, обручи. Крупные двигающиеся игрушки хранятся
на участке, с тем чтобы не загромождать в комнате площадь, необходимую
для движений. Не рекомендуется в помещении группы детей второго года
жизни прикреплять шведскую стенку, ставить лесенку-стремянку, так как
эти пособия требуют от воспитателя постоянного наблюдения за их
использованием. Самостоятельно дети такими пособиями пользоваться еще не
могут.
В группе должен быть материал и для
рассматривания предметов окружающего мира, получения разнообразных
впечатлений, который время от времени меняют. Это настенные картины
(2–3) с доступными детям сюжетами: «Таня кормит голубей», «Дети пляшут»,
«Кошка с котятами» и др. Хорошо, если воспитатель специально сделает
макеты (1–2) для рассматривания. Это может быть и зимний макет (кукла
катается на санках с горы), и весенний (распустившаяся ветка с сидящей
на ней птичкой). Можно повесить панно, выполненное по мотивам знакомых
сказок. Горку лучше поставить у окна, чтобы с нее дети могли наблюдать,
что за ним происходит. В группе должен быть аквариум с крупными рыбками.
Для рассматривания книг и картинок следует отвести специальное место у
окна. Книги, хранящиеся на полке, воспитатель дает, если ребенок
попросит.
Как целесообразнее расположить игрушки в
игровой комнате? Это зависит от того, для детей какого возраста
готовится игровая комната. Опыт малышей первой половины второго года
жизни еще невелик, и подготовку к игре осуществляет либо один
воспитатель, либо (ближе к достижению детьми 1 года 6 месяцев) совместно
с малышами. При этом воспитатель создает так называемые подсказывающие
игровые ситуации: например, рядом с собачкой помещает тарелку, медведя
сажает в коляску, кукол – за стол с расставленной на нем посудой, на
стол-барьер кладет дидактические игрушки, на стол у окна – несколько
картинок. Такие ситуации направляют внимание малыша на ту или иную
деятельность.
Во втором полугодии дети уже владеют
достаточно большим опытом и, научившись ориентироваться в группе,
начинают сами готовить для себя игровые ситуации. Так, зная, где
размещены куклы, посуда, они сами находят для себя куклу, тарелку, ложку
и начинают кормить «дочку». Поэтому воспитатель во втором полугодии,
организуя игру детей, уже может располагать игрушки в разных местах
комнаты, чтобы дети не собирались в одном месте и не мешали друг другу.
Место для игр с дидактическими игрушками
расположено недалеко от шкафа или полки, где они находятся. Здесь должны
быть игрушки, способствующие формированию умений различать цвет,
величину, форму предметов, а также настольный строитель, мелкие игрушки в
коробке, которые малыши могут использовать в самостоятельных играх,
конструктор, складные картинки и другие настольные игры.
Следует определить место и для игр с
крупным строительным материалом, который расположен на полке. Здесь же
находятся крупные игрушки – животные, автомобили, которые используют в
строительных играх. Игра с крупным строителем должна проходить на
коврике, который не допускает переохлаждения детей и снимает излишний
шум.
Игрушечную мебель – стол, стулья, кровать –
располагают в кукольном уголке. Она должна быть достаточно крупной,
прочной, так как малыши любят не только усадить на стульчик куклу, но и
сами посидеть на нем. Помимо сюжетных игрушек здесь должны быть
соответствующие атрибуты: посуда, одежда, одеяла, полотенца, ванночки и
др. Так как дети второго года жизни любят наряжаться, в кукольном уголке
надо повесить зеркало и все, что нужно для ряжения: косынки, передники.
Дети второго полугодия второго года жизни
воспроизводят воображаемые действия, играют с предметами-заместителями.
Для этих целей можно использовать игрушечный умывальник, около которого
разыгрываются такие действия, как мытье посуды, наливание из крана воды,
купание кукол и др. При этом малыши используют кубики как мыло. Более
мелкие игрушки – игрушечные ножницы, шприц, расчески (пластмассовые) –
обогащают игры детей и выдаются им под контролем взрослого. Эти игрушки
могут храниться на верхних полках, чтобы дети их видели, но взять могли
только с помощью взрослого. |