Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 25.04.2024, 09:50

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ [44]
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ [51]
ДИАГНОСТИКА [41]
ВАЖНО ЗНАТЬ [125]
СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД [61]
ЖИВОЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ [25]
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ [25]
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ [33]
Главная » Статьи » МЕТОДИСТУ ДОУ » ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ

РЕЖИМ ДНЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Основа нормального развития и правильного воспитания маленького ребенка – режим. Режим – это распределение во времени и определенная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка (в активном бодрствовании, сне, пище), а также чередование различных видов деятельности во время его бодрствования.

Соблюдение режима обеспечивает физиологически необходимую продолжительность сна и бодрствования, определенное чередование всех гигиенических процессов и кормления, своевременность занятий и самостоятельных игр, прогулок, закаливающих процедур. Режим способствует нормальному функционированию организма, является основным условием своевременного и правильного физического и нервно-психического развития, бодрого настроения, спокойного поведения малыша.

В результате точного соблюдения часов сна, бодрствования, кормления, определенной их последовательности у ребенка вырабатывается динамический стереотип поведения. Благодаря этому потребность в еде, сне возникает в установленное время, и предложение взрослого идти спать, есть, гулять не вызывает у малыша возражений. Правильный ритм охраняет нервную систему от переутомления, благоприятно влияет на качество сна, характер и длительность бодрствования. Но формирование ритмичного чередования сна и бодрствования детей во многом зависит от условий их воспитания.

Исследованиями (Н.М. Щелованов) установлены качественные изменения и закономерности развития ребенка, бодрствования и сна у детей раннего возраста. Бодрствование – это деятельное состояние коры больших полушарий головного мозга и подкорковых отделов, находящихся в активном взаимодействии с окружающей средой. Длительность периода бодрствования определяется пределом работоспособности нервной системы. Наиболее существенную роль в поддержании активного бодрствования играют зрительные впечатления, полученные из наблюдений за окружающим миром. После этого необходимы отдых, сон. Чем младше ребенок, тем короче периоды его бодрствования и чаще сон.

Сон – жизненная потребность человека. Он предохраняет нервные клетки от переутомления: во время сна восстанавливается их работоспособность. Сон характеризуется прекращением реакции на внешние раздражители, понижением, ослаблением восприимчивости органов чувств (слух, зрение, осязание), снижением двигательной активности.

Бодрствование и сон – взаимосвязанные состояния нервной системы: после активного бодрствования наступает глубокий сон, а полноценный сон обеспечивает активное бодрствование.

У новорожденного ребенка как сон, так и бодрствование аритмичны, эти периоды возникают хаотично и многократно в течение суток, и длительность их различна. Ребенок почти все время спит, но его сон беспокойный, прерывистый.

Наличие пищевой доминанты у новорожденного ребенка позволяет в первые дни жизни (на 7—10-й день) выработать у него ритм кормления. Если младенец не просыпается сам к кормлению, первое время его надо будить, а к концу второй недели жизни он будет просыпаться сам.

К концу первого месяца жизни устанавливается суточный ритм сна и бодрствования, который образуется под влиянием естественных различий в окружающей среде (чередование дня и ночи), условий жизни малыша и его суточной потребности в отдыхе. Устранение внешних раздражителей, вернее, сведение их до минимума, а также усталость к концу бодрствования служат основой для наступления сна. Количество внешних раздражителей (свет, предметы, звуки), воспринимаемых ребенком, днем увеличивается, а ночью резко сокращается, поэтому периоды бодрствования приходятся на ночь, а сон – на день.

Наиболее трудным этапом формирования режима является выработка дневного ритма: чередования бодрствования, сна и кормления. Дневной ритм устанавливается к 2–2,5 месяцам. Так как к этому возрасту суточный ритм уже сформирован, бодрствование делается более спокойным, устойчивым, а активность малыша возрастает. Но приучать ребенка к правильному чередованию сна и бодрствования в течение дня надо с первого месяца жизни. Прежде всего надо создать условия для быстрого засыпания и хорошего сна, а также для активного бодрствования в установленные часы.

Самым полезным и целесообразным методом приучения ребенка к многократному засыпанию днем в первые месяцы жизни является сон на воздухе. Малыш привыкает спать на воздухе постепенно, начиная с 20–30 мин 3 раза в день в течение нескольких дней. Затем время сна на воздухе увеличивают.

Для поддержания активного бодрствования детей с первого месяцы их жизни важно воздействие разнообразных раздражителей (разумеется, соответствующих возрасту и уровню развития). Условия для бодрствования ребенка отличаются от условий для сна. Находящемуся в кроватке малышу меняют положение тела: то его кладут на живот, то опять на спину. Над кроваткой надо повесить игрушку, привести ее в движение; поговорить с ребенком, затем взять его на руки и др. Эмоциональное общение с младенцем – одно из важных условий для его активного бодрствования. Если для ребенка созданы подобные условия во время бодрствования, то к 2 месяцам он своевременно и быстро засыпает, просыпается к началу кормления и бодрствует определенное время, не утомляясь.

Ритм кормления определяется суточной потребностью малыша в пище, ее объемом, усваиваемым в одно кормление, и длительностью процесса усвоения. Но, кроме того, ритм кормления тесно связан также с ритмом бодрствования и сна и зависит от него. Например, если ребенок в 2–2,5 месяца активно бодрствует в течение 1,5 ч, спит до 2–2,5 ч, не просыпаясь, и выдерживает длительные промежутки между кормлениями, его можно переводить на следующий возрастной режим с более длительными периодами бодрствования (до 2 ч) и 6 кормлениями (через 3,5 ч). Однако если дети старше 2,5 месяцев спят мало и недостаточно глубоко, если у них повышенная пищевая возбудимость (не выдерживают интервалы между кормлениями в 3,5 ч), то они нуждаются в режиме с 7 кормлениями через 3 ч и длительностью бодрствования не более 1,5 ч.

При составлении и назначении режима питания, особенно для детей первого года жизни, нельзя исходить только из их потребности в пище. Ритм кормления через равные промежутки времени определяется с первых дней жизни малыша и сохраняется только до 9 месяцев, так как в данном возрасте даже самые незначительные опоздания с кормлением неизбежно вызывают капризы, возбуждение, крик, а это приводит к нарушению бодрствования, отказу ребенка от приема пищи. После 9—10 месяцев соблюдать одинаковые промежутки (через 4 ч) между кормлениями невозможно, так как днем ребенок спит 2 раза и периоды его бодрствования удлиняются. Если между двумя кормлениями малыш сначала бодрствует, а затем спит или только спит, то промежутки между ними можно увеличить до 4,5 ч. Если же между двумя кормлениями он только бодрствует, то интервал должен быть не более 3,5–3 ч, так как во время бодрствования чувство голода появляется быстрее.

Изменение ритма определяется также неоднородностью кормлений по консистенции и составу пищи, ее калорийностью, объемом и, значит, временем, через которое возникает чувство голода. Так, завтрак ребенка этого возраста менее насыщенный, чем обед, но более сытный, чем полдник – самый «легкий» из всех приемов пищи. Поэтому самым коротким (3–3,5 ч) может быть интервал между полдником и ужином, а самым длинным – между обедом и полдником. Эти интервалы после 9– 10 месяцев и до 3 лет у детей колеблются от 3–3,5 до 4,5 ч.

Очень важно установить правильную последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей ребенка. Наиболее целесообразна очередность, при которой он сначала ест, затем активно бодрствует и спит.

Ребенок может активно бодрствовать, если он выспался и поел. Кормить его надо в период наивысшего возбуждения пищевого центра, лучше всего после сна. Когда малыш сыт, возбудимость пищевого центра снижается, он не утомлен, следовательно, создаются наиболее благоприятные условия для активного бодрствования. Это лучшее время для общения с малышом, его обучения. Полноценный сон, в свою очередь, возможен лишь после спокойного и достаточно активного бодрствования. Равномерно и более полно пища усваивается, когда малыш бодрствует, действует, двигается. И наоборот, если процесс усвоения происходит во время сна, он беспокойно спит, сон неглубокий и поэтому не обеспечивает полноценного отдыха.

После 9—10 месяцев жизни меняется последовательность физиологических потребностей малыша, что связано (так же как и изменение ритма кормления) с увеличением длительности его бодрствования и сокращением количества дневного сна. Если до 9 месяцев каждое кормление детей совпадает с окончанием сна и началом бодрствования, то с переходом на 2 дневных сна, а затем на один необходимость в кормлении ребенка не всегда совпадает с окончанием сна. Так, к 9 месяцам угасает пищевая доминанта, усиливается интерес к окружающему, поэтому сразу после пробуждения потребность в еде не возникает и организовать кормление малыша бывает трудно. Учитывая это, утром ребенка кормят не сразу после пробуждения, а примерно через 45 мин или через 1 ч. Завтрак детей от 9 месяцев до 1 года 6 месяцев организуют по мере прихода их в ясли, обед – после первого дневного сна; кормят малышей также по мере их пробуждения. Полдник проводится после второго дневного сна или перед ним. Время его определяется длительностью пребывания ребенка в учреждении. Для детей круглосуточных групп целесообразно, чтобы полдник был перед вторым дневным сном. Тогда примерно через 1,5–2 ч после сна дети получают ужин, а после второго сна им можно дать питье, фрукты, витамины и др. Если же они уходят из яслей в конце дня, полдником следует кормить после второго дневного сна. Ужин дети получают за 1–1 ч 30 мин до ночного сна.

Ребенок старше 1 года 6 месяцев спит днем один раз, поэтому кормление (обед, ужин) может быть в середине и даже в конце бодрствования.

С возрастом существенно изменяются не только длительность бодрствования ребенка, но и характер, его деятельность становится более разнообразной. Это способствует поддержанию активности на протяжении все более длительного времени. Однако выносливость нервной системы еще остается сравнительно невысокой. Поэтому длительные однообразные занятия, одно и то же положение тела приводят к быстрому снижению активности во время бодрствования и появлению утомления. Чем моложе дети, тем больше они нуждаются в частой смене деятельности, изменении характера активности. Этим определяется и длительность занятий в детском учреждении.

Установлено, что лучшее время для занятий – первая половина бодрствования, когда нервная система ребенка находится в состоянии оптимальной возбудимости (но не сразу после еды, а спустя 30 мин). Не следует проводить занятия сразу после сна, когда ребенок еще несколько заторможен, или после прогулки, когда он утомлен, непосредственно перед едой и перед сном, особенно ночным (малыш перевозбуждается, долго не засыпает).

С изменениями длительности бодрствования, сна и перерывов между кормлениями в течение первых трех лет жизни режим меняется несколько раз. Каждый ребенок должен жить по режиму своего возраста. Но длительность бодрствования и потребность в сне у детей одного и того же возраста может быть различной в зависимости от их индивидуальных особенностей. Пристального внимания требуют дети после болезни, в период выздоровления, физически ослабленные. Вследствие меньшей выносливости и работоспособности нервной системы, ослабленные болезнью, они нуждаются в более частом отдыхе и длительном сне.

Иногда взрослые, идя на поводу у ребенка (случайный отказ от сна, длительное засыпание), преждевременно меняют режим – переводят малыша с трехразового дневного сна на двухразовый или с двух дневных снов на один, т. е. на режим детей более старшего возраста. Следует помнить, что каким бы длительным ни был сон, он не может компенсировать затрат энергии при чрезмерно длительном бодрствовании малыша, в результате чего он переутомляется.

Переводить детей на следующий возрастной режим надо с учетом не одного, а нескольких показателей, свидетельствующих о том, что физиологически ребенок уже подготовлен к этому. Надо учитывать следующее: возраст ребенка; характер (систематическое очень медленное) засыпание или отказ от дневного сна; раннее пробуждение после дневного сна; сохранение активности до конца бодрствования; беспокойство после кормления и признаки голодного возбуждения, возникающие задолго до кормления (на первом году жизни).

Особенно труден для детей переход на режим с двухразовым, а затем с одноразовым дневным сном, так как при этом меняются не только ритм, но и последовательность всех режимных процессов. Поэтому переходить на новый режим надо постепенно. Сначала сокращать длительность каждого дневного сна и увеличивать бодрствование, затем сокращать общее количество дневного сна за счет увеличения длительности каждого периода бодрствования. До полного привыкания ребенка к новому ритму необходимо максимально сократить длительность его бодрствования, раньше накормить, сразу уложить спать и т. д. Воспитатель внимательно следит за поведением детей и своевременно сигнализирует старшему воспитателю и врачу о необходимости перевода того или иного малыша на новый возрастной режим в соответствии с теми изменениями, которые произошли в его поведении (см. табл. 3).

Если в одной и той же группе находятся разные по возрасту дети, которые нуждаются в различном режиме сна и бодрствования, необходимо установить 2 или 3 разных режима, четко подразделив малышей на возрастные подгруппы. При разных режимах одни бодрствуют, в то время как другие спят. Это позволяет улучшить обслуживание малышей. Благодаря меньшему количеству одновременно бодрствующих детей воспитатель может уделить каждому из них максимум внимания, кроме того, они меньше устают.

Режим детей определяется на сутки, т. е. на время их пребывания в детском учреждении и дома. Хорошо зная условия работы и жизни семьи, необходимо посоветовать родителям, какой режим лучше установить для малыша дома вечером и в выходной день, подчеркнув полезность проведения с детьми кратковременных прогулок в вечернее время перед сном. При этом снимается возбудимость и ребенок крепко спит.

В летний период (по сравнению с зимним) увеличивается время пребывания детей на воздухе. Учитывая это, при составлении режимов следует предусматривать некоторые занятия с детьми на воздухе (гимнастика, подвижные игры, игры с водой, песком и др.). Закаливающие процедуры следует проводить после прогулок, перед обедом.

Точное соблюдение режима имеет большое значение, однако возможны и отступления. Например, если заметно, что ребенок утомлен, его надо уложить спать раньше установленного времени; в случаях, когда малыш крепко спит днем, некоторое время его не следует будить, хотя по режиму ему пора вставать. Утром во время приема ребенка воспитатель выясняет, как малыш спал дома. Установив, что его сон был недостаточно крепким, следит, чтобы в этот день он дольше спал, укладывает первым и по возможности поднимает последним. В группах даже с одинаковым возрастным составом детей иногда надо распределять на 2 подгруппы с разными режимами.


Таблица 3

Изменение продолжительности бодрствования, количества и длительности дневного сна и количества кормлений детей в возрасте от 1 месяца до 3 лет в течение суток


 

Показатель правильности режима – поведение малыша: он спокоен и активен, не плачет, не возбужден, не отказывается от еды, быстро засыпает, крепко спит и просыпается бодрым.

Во время бодрствования важна смена видов деятельности: за самостоятельной игрой должно следовать занятие с воспитателем, за игрой в комнате – прогулка. Необходимо создавать условия для двигательной активности и самостоятельной игры детей, эмоционального общения друг с другом.

Во время бодрствования своевременно и в определенной последовательности должны выполняться все оздоровительные мероприятия (закаливание воздухом, водой, массаж, гимнастика и др.) и гигиенические процедуры (туалет, купание, мытье рук). В режиме дня указывается также время приема и ухода детей домой.

Для того чтобы в детском учреждении режим выполнялся четко, необходимо распределять обязанности персонала так, чтобы дети в группе никогда не оставались одни. Например, воспитатель начинает кормление, а продолжает его няня, так как педагогу надо организовать бодрствование тех, кто уже поел. Распределение обязанностей составляется с учетом существующих реальных режимов дня группы и графика работы персонала. Смена воспитателей проходит в часы сна детей, а не во время их кормления или укладывания спать.

Таким образом, при составлении и назначении режимов дня детей раннего возраста необходимо учитывать следующее:

1. Возможная длительность бодрствования каждого ребенка определяется пределом работоспособности его нервной системы.

2. Количество часов сна в сутки, продолжительность каждого дневного периода сна обеспечивают своевременное и полное восстановление затраченной энергии, правильный ритм работы и отдыха нервной системы.

3. Ритм кормления должен быть согласован с ритмом бодрствования и сна.

Но недостаточно только установить правильный режим, очень важно методически правильно осуществлять все режимные процессы. От того, как организованы кормление, укладывание спать, какие приемы взрослые при этом используют, в большой степени зависит физическое развитие ребенка.

Примечание. Здесь мы не предлагаем примерные режимы жизни детей раннего возраста. Важно помнить, что, осуществляя режимные процессы, следует уделять должное внимание индивидуальной работе с детьми. Проводить индивидуальные занятия надо во все периоды бодрствования, в свободное от кормления и гигиенических процедур время.

При организации и проведении режимных процессов важно соблюдать определенные правила:

1. Предложения ребенку идти спать, есть и др. должны совпадать с его потребностями. Это возможно, если точно выполняется режим, осуществляются наблюдения за поведением малыша с целью определения его состояния.

2. Необходимо создавать условия, которые исключат неприятные ощущения у ребенка. Условные связи у маленьких детей образуются легко и быстро. И если однажды малыш был чем-то огорчен, то он в дальнейшем будет к этому относиться негативно (плотно сжимать губы при виде ложки, хотя и хочет есть, кричать во время умывания или купания).

3. При введении новой пищи, новой процедуры (обливание) приучать ребенка к ним следует постепенно, создавая установку на действие.

4. Организуя процедуру после игры или какой-либо деятельности, малышей готовить к этому надо постепенно, используя слово, соответствующую обстановку.

5. Начинать режимный процесс следует тогда, когда нервная система ребенка находится в спокойном состоянии. Ничего нельзя делать в момент плача, возбуждения малыша.

6. Осуществлять индивидуальные подходы к детям, учитывая особенности поведения и уровень развития каждого ребенка. Нельзя обращаться ко всем детям сразу с предложением есть, показывать им, как надо держать ложку и др.

7. С первых месяцев жизни малыша все свои действия, а затем и ребенка взрослый сопровождает соответствующими словами. Это настраивает ребенка на предстоящее, вызывает к нему интерес.

8. Во время каждого режимного процесса необходимо привлекать детей к активному участию в посильном для них деле. Это создает положительное эмоциональное отношение к происходящему, способствует формированию навыков самообслуживания.

9. Не следует допускать, чтобы ребенок долго ждал каких-либо действий. Все процессы в дошкольном учреждении проводятся так, чтобы малышу не надо было ждать (когда другие дети будут готовы идти гулять или др.).

10. Необходимо соблюдать постоянство требований к ребенку, методики организации режимных процессов и единство методических приемов со стороны всех взрослых, причастных к воспитанию малыша.

11. Важно осуществлять принцип постепенности при организации режимных процессов в дошкольном учреждении.

Так, воспитательные воздействия взрослых в режимных процессах направляются на поддержание положительного эмоционального состояния детей, создание установки на предстоящее действие, привлечение к нему внимания, оказание помощи малышу при выполнении им поручений, овладении необходимыми навыками.

Категория: ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ | Добавил: admin (14.05.2012)
Просмотров: 9188 | Теги: методист ДОУ, дети раннего возраста в детском сад, дети дошкольного возраста, диагностика, детский сад, методические рекомендации для воспи, обучение | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru