Умственное развитие ребенка формируется в
процессе его деятельности. Игра и действия с предметами – основные виды
деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта
деятельность отличается тем, что она возникает по инициативе самого
малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не
занятое сном, кормлением, занятиями, – он играет. Это его естественное
состояние. Игра доставляет ребенку много радости, сопровождается
положительными эмоциями: он удивляется, получая новую информацию,
радуется достижению желаемого результата, общению со взрослыми и
сверстниками. Игра – путь детей к познанию окружающего мира.
Ребенок в игре знакомится со свойствами
предметов, при этом он много «экспериментирует», проявляет инициативу,
творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память,
мышление, развиваются такие важные качества, как активность,
самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются
первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других
детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в
дальнейшем – умение считаться с интересами товарищей по группе.
Во время самостоятельной деятельности у
малышей складываются положительные взаимоотношения и
эмоционально-деловые связи со взрослыми. Дети тянутся к тем, кто с ними
занимается, играет; быстро перенимают тон отношения взрослого (внимание,
ласка, сочувствие) и сами начинают проявлять такие чувства по отношению
друг к другу. Уже на втором году жизни дети очень четко прислушиваются к
оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.
Для педагога организация игровой
самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложных
разделов работы, так как, с одной стороны, он должен, не подавляя
инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой – научить малыша
играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую
деятельность педагог сможет лишь в том случае, если хорошо знает не
только особенности психического развития детей того возраста, с которым
работает, но и особенности развития воспитанников всей группы.
|