У детей второго года жизни чаще, чем в
другом периоде раннего детства, наблюдается задержка в развитии активной
речи. В данное время происходит становление самой сложной и важной
функции мозга – речи. Различные неблагоприятные факторы прежде всего
влияют на этот наиболее чувствительный, вновь формирующийся показатель
психического развития ребенка.
Почему же наблюдаются задержки в развитии
речи детей? Причины различны: это и недостатки педагогического
воздействия, и частые заболевания малыша, ослабляющие его организм, и
сложности в адаптации к новым условиям жизни в дошкольном учреждении и
др. Поэтому с такими детьми особенно важно устанавливать тесный контакт,
поднимать их эмоциональное состояние. Как правило, эти малыши на общих
занятиях малоактивны, требуют дополнительных воздействий, не могут
сосредоточиться, из-за чего нуждаются в специальных условиях
формирования внимания.
Занятия с детьми, у которых наблюдается
задержка в речевом развитии, следует проводить не индивидуально, так как
в этом случае малыши еще больше впадают в заторможенное состояние. На
первых порах таких детей для занятий объединяют с другими – теми, у
которых речь развита несколько лучше, но не настолько, чтобы они могли,
как говорится, одерживать явный верх над плохо говорящим ребенком своими
умениями. Тогда малыши с задержкой в развитии речи внимательно
приглядываются к действиям сверстников, успокаиваются, незаметно
подражают их действиям, словам, легче вступают в контакт с окружающими
детьми и взрослыми.
Занятие состоит из трех частей,
длительность его – не более 3–4 мин. Для каждой части занятия требуется
новый вид деятельности, что, с одной стороны, не вызывает у ребенка
утомления, с другой – помогает ему длительное время сосредоточенно
заниматься.
Известно, что движения рук, а именно
пальцев, стимулируют речевое развитие ребенка, поэтому рекомендуется в
первой части занятия предлагать задание, направленное на
совершенствование движений рук: нанизывание колец одной величины на
стержень, шнур; использовать игры пальчиками («Сорока-ворона», «Этот
пальчик…» и др.).
Вторая часть занятия посвящается работе с
картинками. Содержание последних должно соответствовать уровню развития
понимаемой ребенком речи. Например, если возраст малыша 1 год 9 месяцев,
то на занятиях с ним можно использовать картинки с изображением
нескольких сюжетов и действий. Прежде всего следует выявить, какие
предметы и действия он способен назвать и соответствуют ли его знания
календарному возрасту. Если ребенок не называет действия, то надо
установить, может ли он назвать только предметы, изображенные на
картинке, и какие слова использовать – правильные или облегченные. Если
же малыш ничего не называет, нужно выявить, как он понимает сюжет
картинки и действия, знает ли названия предметов. Таким образом
устанавливается точный уровень возможностей ребенка. Например, на
занятии выяснилось, что малыш в 1 год 9 месяцев понимает названия
действий, несложных сюжетов, однако сам обозначает словом лишь названия
некоторых предметов, при этом произносит только облегченные слова, т. е.
развитие его активной речи соответствует уровню развития ребенка 1 года
6 месяцев, а развитие понимаемой речи – уровню развития ребенка его
возраста. На занятиях с такими детьми следует использовать специальные
задания для называния изображений предметов и сюжетные картинки для
развития понимания речи.
Проводя занятия, следует применять
разнообразные методы для активизации деятельности ребенка, предлагая ему
разные задания: «посмотри», «возьми», «спрячь», «найди», «дай мне».
Третья часть занятия посвящена развитию
какой-либо деятельности ребенка. Для ее проведения используют игры:
лото, строительные игры с парными картинками, простой конструктор. Игра
проводится так, что взрослый и ребенок в ходе ее должны постоянно
общаться. Подобные «деловые общения» вынуждают малыша включаться в
разговор и поддерживать его первое время хотя бы такими словами, как
«да», «нет», «никак», «дай» и др. Они помогают ребенку чувствовать себя
более уверенно на занятии, постепенно включаться в игру. Теперь малыш
начинает проявлять к занятиям интерес: в ходе их он становится более
внимательным, сосредоточенным, активным, хотя явных успехов в развитии
речи можно и не заметить. Они наблюдаются после каких-то интересных
событий, происшедших в жизни ребенка, – интересного праздника, на
котором было много детей, после того как он с другими детьми побывал
летом на даче, где увидел много необычного, незнакомого.
Для активизации речевой деятельности детей с
задержкой в развитии по этому показателю важно, чтобы они получали
достаточную информацию и в дошкольном учреждении, и дома. Но,
естественно, она не должна быть чрезмерно объемной и бессистемно
меняющейся, чтобы излишне не утомлять детей.
Усложняются цель, материал, методические приемы и на занятиях с дидактическими игрушками. Можно проследить эти изменения на некоторых занятиях, условно разделив их на два этапа. |