Все чаще и чаще
можно услышать сегодня фразы: "Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем
столько агрессии?" Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что
агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом
психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей
носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов
развития (1 года, 3 и 7 лет). И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на
всю сложность для воспитания и обучения, свидетельствуют о нормальном
ходе процесса психического развития дошкольника.
Кроме того, например, с точки зрения гештальтпсихологии агрессия
необходима для выживания и носит функции защиты и сохранения "своей
среды" или конструктивного ее изменения. Итак, что же такое агрессия?
Причины появления агрессии у детей
Агрессия
– мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и
правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам
нападения (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб
людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные
переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).
Виды агрессии:
-
физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;
-
вербальная
агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик,
визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья,
ругань);
-
прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;
-
косвенная
агрессия – действия, которые опосредованно направлены на другое лицо
(злобные сплетни, шутки), и действия, характеризующиеся
ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в
крике, топании ногами, битье кулаками
по столу);
-
инструментальная агрессия – является средством достижения какойлибо цели;
-
враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии.
Причины появления агрессии у детей
могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств
способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания
головного мозга. Огромную роль в развитии тех или иных качеств ребенка
играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка.
Социолог М. Мид доказала,
что в тех случаях, когда детей резко отлучают от груди и общение с
матерью сводят к минимуму, у них формируются такие качества, как
тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И
наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, он окружен
заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.
На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний,
которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего
ребенка. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода
воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни
парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком
мягких родителей, и у очень строгих.
Исследования показали,
что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки
своим ожиданиям не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его,
развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет
проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает
только зло, а агрессия – агрессию.
Кроме
того, существует мнение, что, если малыш растет в атмосфере грубости,
нетерпимости, жестокости, если для доказательства своей правоты родители
прибегают к насилию, в ребенке формируется агрессивное начало.
Поведение родителей с ребенком и друг с другом – это самый первый и
значимый образец для ребенка. Зачастую в гневе ребенок может ответить
взрослому его же словами и действиями.
Ребенка можно сравнить с
зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь. Если ему дать любовь, он
возвращает ее. Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь.
Р. Кэмпбелл
Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:
-
скандалы в семье;
-
применение физической силы во время семейных ссор (драки);
-
грубое, жестокое обращение с ребенком;
-
привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п.;
-
просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах;
-
одобрение
агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: "А ты
тоже его ударь”, "И ты сломай”, "А ты что, отнять не можешь?!”
наверх
Способы контроля поведения ребенка
Как ладить с ребенком, который постоянно ведет себя вызывающе? Как предотвратить перерастание детской агрессивности в
черту характера? Как организовать воспитание и обучение таких детей?
Известный психиатр Р. Кэмпбелл выделяет пять способов контроля поведения
ребенка: два из них – позитивные, два – негативные и один –
нейтральный. К позитивным способам относятся просьбы и мягкое физическое
манипулирование (например, можно отвлечь ребенка, взять его за руку и
отвести и т. д.).
Первые
впечатления ребенка о мире рождаются из его ощущений. Это замечательно,
хотя и пугает, если задуматься о важности эмоционального состояния
ребенка, ведь это определяет его видение мира, то, как он воспринимает
родителей, дом, самого себя.
Р. Кэмпбелл
Модификация поведения
– нейтральный способ контроля – предполагает использование поощрения
(за выполнение определенных правил) и наказания (за их игнорирование).
Но данная система не должна применяться слишком часто, так как
впоследствии ребенок начинает делать только то, за что получает награду.
Чувство
любви к ребенку в нашем сердце может быть весьма сильным. Но этого
недостаточно. Видит ли ребенок по нашему поведению, что мы любим его?
Свою любовь к ребенку мы раскрываем своим поведением, тем, что мы
говорим и что делаем. Но то, что мы делаем, значит больше. На ребенка
гораздо большее впечатление производят наши действия, чем слова.
Р. Кэмпбелл
Частые наказания и
приказы относятся к негативным способам контролирования поведения
ребенка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что
способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт.
Что же такое пассивная агрессия
и какие опасности она в себе таит? Это скрытая форма агрессии, цель
которой – вывести из себя, расстроить родителей или близких людей.
Причем ребенок может причинять вред не только окружающим, но и себе. Он
начнет специально плохо выполнять задания, в отместку родителям надевать
те вещи, которые им не нравятся, будет капризничать на улице без всякой
причины. Главное – вывести родителей из равновесия.
|