Назначение теста
Методика предназначена для изучения эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам.
Описание теста
Для
проведения ЦТО нужен лист белой бумаги (А4, 210 х 297 мм) и 8 карточек
разного цвета (синяя, зеленая, красная, желтая, фиолетовая, коричневая,
черная, серая). Исследование проводится индивидуально. Перед ребенком
раскладывают на белой бумаге восемь цветных карточек в произвольном
порядке.
Инструкция к тесту
"Представь себе, что
это волшебный дом с волшебными окошками. В нем живут разные люди. Я буду
называть тебе людей, а ты сам выберешь, кто где будет жить.
Договорились? Хорошо! В каком окошке живут добрые люди? А ленивые? "
Далее
называется весь список понятий. Желательно чередовать положительные и
отрицательные (но не парные) нравственные качества. Например: добрый,
ленивый, щедрый, лживый (обманщик), трудолюбивый… и т. д. При этом цвета
могут повторяться, т. е. ребенок может выбрать один и тот же цвет на
разные понятия.
Примечание: В протоколе фиксируется цвет, который был выбран для каждого понятия, и комментарии ребенка.
Обработка результатов теста
При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому понятию, и эмоциональное значение этого цвета. Ниже приводится краткая характеристика каждого цвета, его эмоционально-психологическое значение: - Синий: добросовестный, спокойный, несколько холодный. - Зеленый: самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряженный. - Красный: дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный. - Желтый: очень активный, открытый, общительный, веселый. - Фиолетовый: беспокойный, эмоционально напряженный, имеющий потребность в душевном контакте. - Коричневый: зависимый, чувствительный, расслабленный. - Черный: молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый. - Серый: вялый, пассивный, неуверенный, безразличный.
Опыт показывает, что дети дошкольного возраста обычно выбирают:
Добрый - желтый и красный цвета. Другими словами, дети считают, что добрый человек общительный, дружелюбный, открытый.
Злой - черный цвет. Пожалуй, комментарии здесь излишни - ведь этот цвет отражает эгоистичность, враждебность, отвержение.
Честный
- желтый, фиолетовый и красный цвета. То есть для детей данное понятие
ассоциируется с такими характеристиками, как потребность в душевном
контакте, общительность, открытость, дружелюбность.
Лживый -
черный цвет. Дети не случайно выбирают этот цвет, поскольку он
ассоциируется с такими личностными характеристиками, как упрямство,
враждебность, эгоистичность. При этом дети почти не выбирают красный и
желтый цвета, то есть обманщик не воспринимается ими как открытый,
общительный, дружелюбный, отзывчивый человек, с чем трудно не
согласиться.
Щедрый - красный и фиолетовый цвета. Необходимо
отметить, что для дошкольника щедрость является очень сложным понятием,
отношение к нему достаточно противоречивое. Ребенок знает, что щедрым
быть хорошо, но отдать свое, поделиться ему трудно. Особенно это заметно
у детей до 5 лет: они нередко выбирают даже черный цвет. Дети старшего
дошкольного возраста (5-7 лет) уже не выбирают черный и коричневый
цвета, тем самым относя это качество к положительным, хотя отношение
остается неопределенным. И только в младшем школьном возрасте становится
возможным выделение определенных цветов.
Жадный - красный и черный цвета. То есть дети считают его решительным, сильным, может, даже агрессивным, враждебным.
Трудолюбивый
- фиолетовый и желтый цвета. Другими словами, трудолюбивый человек
очень активен, энергичен, готов к активным действиям, может быть
суетлив.
Ленивый - коричневый, серый, синий цвет. То есть дети
справедливо считают ленивого человека слабым, не вовлеченным в дело,
вялым, пассивным, а также холодным.
|