Социометрическая проба
Данные
методики помогают измерить степени сплоченности - разобщенности в группе;
выявить социометрические позиции, т. е соотносительный авторитет членов группы
по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер»
группы и «отвергнутый»
Социометрическая проба «День рождения»
Инструкция:
—
Давай поиграем с тобой в твой день рождения.
Большой
круг будет у нас столом, на котором стоит праздничный пирог со свечками. Свечек
столько, сколько тебе исполнится лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены
маленькие кружочки — что это? Конечно, стулья. Выбери стул, на котором ты
сядешь. Давай твой стул отметим звездочкой. Кого хочешь посадить рядом с собой,
а кого с другой стороны? (Около кружочка пишем имя, в кружочке — порядок
выбора.)
Ребенок
называет имена людей, игрушки, животных и др. Располагаем их в порядке
называния или усаживаем на «стульчики», которые предлагает ребенок.
После
четвертого выбора можно предложить повторяющийся вопрос: «Ты будешь еще
кого-то сажать или уберем (зачеркнем) стульчики?» (Ответ ребенка дает
возможность предположить его потребности в общении).
Когда
ребенок заполнит все 10 «стульчиков», задаем вопрос о необходимости добавить
(дорисовать) «стульчики». Есть дети, которые имеют потребность дорисовать
«стульчики» в промежутках, иногда даже заполняют второй ряд.
Анализ результатов:
Потребность
в общении:
желает
общаться в широком кругу — используются все «стульчики» или добавляются новые:
желает
общаться, но с близкими людьми, в ограниченном кругу — «убираются»
(зачеркиваются) «стульчики»;
несформированная
потребность в общении — выбор игрушек, предметов, животных.
Эмоциональные
предпочтения в общении: близкие, доверительные, приятные отношения — люди
располагаются рядом с «именинником».
Значимость
социальных окружений:
количественное
преобладание взрослых, детей, предметов — наличие опыта общения с ними:
преобладание
какой-то группы (семья, детский сад, школа, двор и т. д.) — значимая среда в
общении:
половое
преобладание в общении — наличие мальчиков и девочек, женщин, мужчин.
Специальный опрос
Проводится
индивидуально с каждым ребенком группы с целью получения ценной информации в
изучаемой области.
Кого
из детей больше всех любят в группе? С кем больше всего хотят играть? С кем не
хотят играть? Почему?
Какие
ребята из вашей группы все время вместе играют, дружат? Кто у них бывает
главным, командует? Или никто особенно не командует? А есть такие дети, которые
друг с другом не дружат и часто ссорятся?
Если
бы наш детский сад закрыли на ремонт, с кем из детей группы ты хотел бы перейти
вместе в другой детский сад? Кого бы не взял? Почему?
С
кем из ребят ты хотел бы играть в первую
очередь? Почему? С кем из детей не хотел бы играть совсем? Почему?
С
кем ты хотел бы вместе дежурить?
С
кем ты хотел бы идти в одной паре на прогулке?
С
кем ты хотел бы сидеть за одним столом?
Если
бы ты праздновал день рождения, кого из ребят группы ты пригласил бы к себе в
гости?
Наблюдения
Наблюдение
за ребенком в различных жизненных ситуациях:
при
взаимоотношениях с воспитателем, с другими взрослыми:
при
совместной деятельности с детьми;
как
он ведет себя в конфликтных ситуациях;
как
реагирует на замечания, поощрения;
проявляет
ли инициативу, стремится ли сам наладить контакт с другими детьми и т. д.
Рисунок-тест «Я в своей группе детского сада» (определение
психологической комфортности детей в группе детского сада)
Иногда
педагогу нужно понять, несколько комфортно
чувствуют себя в группе его воспитанники.
Инструкция:
Воспитатель
предлагает детям нарисовать рисунок на тему «Я в своей группе детского сада».
Это не отнимет у воспитателя много времени в течение рабочего дня, а
поразмыслить над результатами он может и на досуге.
Рисунки
детей можно условно разделить на три группы:
Ребенок
рисует только здание.
Ребенок
рисует здание с элементами игровой площадки
Ребенок
изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.
Интерпретация:
Первая
группа — самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит,
малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в
детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляет себя
с происходящими там событиями.
Больше
всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого
себя. В этом случае можно поставить напротив фамилии малыша жирный плюс:
события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми.
Но
этим анализ ситуации не ограничивается. Нужно обратить внимание и на другие
элементы картинки. Присутствуют ли на рисунке дети? Воспитатель? Игровое поле?
Игрушки? Их наличие позволяет педагогу поставить еще один плюс: ребенок
отразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений. Игровое
поле, например, очень важный элемент. Если ребенок изображает себя стоящим на
ковре, на полу, на земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии),
это хороший показатель. Значит, он «крепко стоит на ногах», чувствует себя
уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички — все
эти детали свидетельствуют о «мире» в душе
Нужно
пытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитателя с одной стороны, его
появление на рисунке — положительный момент. Значит, педагог для ребенка —
значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как
воспитатель повернут к ребенку — спиной или лицом, сколько места он занимает на
рисунке, как изображены его руки и рот.
Подчеркнутое
выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что
ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной) агрессии.
Важное
значение имеет цветовое решение картинки.
О
положительном эмоциональном настроении свидетельствует использование ребенком
теплых тонов (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных холодных (синий, голубой,
зеленый).
Насыщенный
фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может
свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного
— о переизбытке эмоциональных стимулов.
Злоупотребление
черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, похожая на зачеркивание,
— сигнал о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте.
Не
может считаться диагностическим шаблонный рисунок, когда ребенок изображает
привычные и знакомые элементы, которые рисовал множество раз, и рисунок по
образцу, выполненный на занятиях по рисованию или в художественной студии.
Во
время тестирующего рисования педагог не должен комментировать действия детей и
подсказывать им прямо или косвенно, какие элементы можно внести в рисунок.
Оценивать работы в этом случае тоже нельзя. Лучше, если воспитатель просто
попросит малышей подарить ему рисунки на память.
Несмотря
на то, что рисунок-тест «Я в своей группе детского сада» является информативной
и удобной экспресс диагностикой, легкость его оценивания — кажущаяся. Какие-то элементы
могут оказаться для педагога непонятными, а какие-то привести к ложным выводам.
Рисунок,
например, может отражать лишь ситуативную тревожность и
психический дискомфорт ребенка, связанный с семейным конфликтом, свидетелем
которого он мог стать утром, с плохим самочувствием, с предстоящим визитом к
врачу и т, п. Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния
ребенка в группе, по прошествии двух недель тест надо повторить.
Целесообразно
обсудить рисунки детей с психологом, имеющим опыт диагностики по рисункам. Как
говорят специалисты, настоящее умение читать рисуночные «тексты» приходит после
анализа тысячи детских работ.
|