Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье, 24.11.2024, 22:15

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ [44]
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ [51]
ДИАГНОСТИКА [41]
ВАЖНО ЗНАТЬ [125]
СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД [61]
ЖИВОЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ [25]
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ [25]
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ [33]
Главная » Статьи » МЕТОДИСТУ ДОУ » ДИАГНОСТИКА

ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ

Социометрическая проба

Данные методики помогают измерить степени сплоченности - разобщенности в группе; выявить социометрические позиции, т. е соотносительный авторитет членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»

Социометрическая проба «День рождения»

Инструкция:

— Давай поиграем с тобой в твой день рождения.

Большой круг будет у нас столом, на котором стоит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе исполнится лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки — что это? Конечно, стулья. Выбери стул, на котором ты сядешь. Давай твой стул отметим звездочкой. Кого хочешь посадить рядом с собой, а кого с другой стороны? (Около кружочка пи­шем имя, в кружочке — порядок выбора.)

Ребенок называет имена людей, игрушки, животных и др. Распола­гаем их в порядке называния или усаживаем на «стульчики», которые предлагает ребенок.

После четвертого выбора можно предложить повторяющийся во­прос: «Ты будешь еще кого-то сажать или уберем (зачеркнем) стуль­чики?» (Ответ ребенка дает возможность предположить его потреб­ности в общении).

Когда ребенок заполнит все 10 «стульчиков», задаем вопрос о необ­ходимости добавить (дорисовать) «стульчики». Есть дети, которые имеют потребность дорисовать «стульчики» в промежутках, иног­да даже заполняют второй ряд.

Анализ результатов:

Потребность в общении:

желает общаться в широком кругу — используются все «стуль­чики» или добавляются новые:

желает общаться, но с близкими людьми, в ограниченном кругу — «убираются» (зачеркиваются) «стульчики»;

несформированная потребность в общении — выбор игрушек, предметов, животных.

Эмоциональные предпочтения в общении: близкие, доверительные, приятные отношения — люди располагаются рядом с «именинником».

 

Значимость социальных окружений:

количественное преобладание взрослых, детей, предметов — наличие опыта общения с ними:

преобладание какой-то группы (семья, детский сад, школа, двор и т. д.) — значимая среда в общении:

половое преобладание в общении — наличие мальчиков и дево­чек, женщин, мужчин.

Специальный опрос

Проводится индивидуально с каждым ребенком группы с целью получения ценной информации в изучаемой области.

Кого из детей больше всех любят в группе? С кем больше всего хотят играть? С кем не хотят играть? Почему?

Какие ребята из вашей группы все время вместе играют, дру­жат? Кто у них бывает главным, командует? Или никто особенно не командует? А есть такие дети, которые друг с другом не дружат и часто ссорятся?

Если бы наш детский сад закрыли на ремонт, с кем из детей группы ты хотел бы перейти вместе в другой детский сад? Кого бы не взял? Почему?

С кем из ребят ты хотел бы играть в первую очередь? Почему? С кем из детей не хотел бы играть совсем? Почему?

С кем ты хотел бы вместе дежурить?

С кем ты хотел бы идти в одной паре на прогулке?

С кем ты хотел бы сидеть за одним столом?

Если бы ты праздновал день рождения, кого из ребят группы ты пригласил бы к себе в гости?

Наблюдения

Наблюдение за ребенком в различных жизненных ситуациях:

при взаимоотношениях с воспитателем, с другими взрослыми:

при совместной деятельности с детьми;

как он ведет себя в конфликтных ситуациях;

как реагирует на замечания, поощрения;

проявляет ли инициативу, стремится ли сам наладить контакт с другими детьми и т. д.

Рисунок-тест «Я в своей группе детского сада» (определение психологической комфортности детей в группе детского сада)

Иногда педагогу нужно понять, несколько комфортно чувствуют себя в группе его воспитанники.

Инструкция:

Воспитатель предлагает детям нарисовать рисунок на тему «Я в сво­ей группе детского сада». Это не отнимет у воспитателя много времени в течение рабочего дня, а поразмыслить над результатами он может и на досуге.

Рисунки детей можно условно разделить на три группы:

Ребенок рисует только здание.

Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки

Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.

Интерпретация:

Первая группа — самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляет себя с происхо­дящими там событиями.

Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изоб­ражает на рисунке самого себя. В этом случае можно поставить напротив фамилии малыша жирный плюс: события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми.

Но этим анализ ситуации не ограничивается. Нужно обратить вни­мание и на другие элементы картинки. Присутствуют ли на рисунке дети? Воспитатель? Игровое поле? Игрушки? Их наличие позволяет педа­гогу поставить еще один плюс: ребенок отразил в своей работе множе­ство разнообразных связей и отношений. Игровое поле, например, очень важный элемент. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой ли­нии), это хороший показатель. Значит, он «крепко стоит на ногах», чув­ствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички — все эти детали свидетельствуют о «мире» в душе

Нужно пытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитателя с одной стороны, его появление на рисунке — положительный мо­мент. Значит, педагог для ребенка — значимый персонаж, с присут­ствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитатель повернут к ребенку — спиной или лицом, сколько места он занимает на рисунке, как изображены его руки и рот.

Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как но­сителя словесной (вербальной) агрессии.

Важное значение имеет цветовое решение картинки.

О положительном эмоциональном настроении свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных холодных (синий, голубой, зеленый).

Насыщенный фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного — о переизбыт­ке эмоциональных стимулов.

Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бума­гу штриховка, похожая на зачеркивание, — сигнал о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте.

Не может считаться диагностическим шаблонный рисунок, когда ребенок изображает привычные и знакомые элементы, которые рисо­вал множество раз, и рисунок по образцу, выполненный на занятиях по рисованию или в художественной студии.

Во время тестирующего рисования педагог не должен комменти­ровать действия детей и подсказывать им прямо или косвенно, какие элементы можно внести в рисунок. Оценивать работы в этом случае тоже нельзя. Лучше, если воспитатель просто попросит малышей подарить ему рисунки на память.

Несмотря на то, что рисунок-тест «Я в своей группе детского сада» является информативной и удобной экспресс диагностикой, легкость его оценивания — кажущаяся. Какие-то элементы могут оказаться для педагога непонятными, а какие-то привести к ложным выводам.

Рисунок, например, может отражать лишь ситуативную тревож­ность и психический дискомфорт ребенка, связанный с семейным кон­фликтом, свидетелем которого он мог стать утром, с плохим самочув­ствием, с предстоящим визитом к врачу и т, п. Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе, по прошествии двух недель тест надо повторить.

Целесообразно обсудить рисунки детей с психологом, имеющим опыт диагностики по рисункам. Как говорят специалисты, настоящее умение читать рисуночные «тексты» приходит после анализа тысячи детских работ.

Категория: ДИАГНОСТИКА | Добавил: admin (22.07.2012)
Просмотров: 4510 | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 4
    Гостей: 4
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru