Рисунок-тест «Моя семья»
Этот
тест поможет лучше увидеть семью ребенка именно в том ракурсе, в каком ее видит
сам ребенок, как он себя чувствует, как оценивает свое место в ней. каковы
отношения членов семьи между собой и их отношение к ребенку.
Инструкция:
Часть
1. Педагог говорит ребенку: «Нарисуй свою семью». На все
уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, например: «Можешь
рисовать, как хочешь». Можно расширить инструкцию следующим образом: «Нарисуй
свою семью так, чтобы каждый член семьи занимался своим любимым делом».
Часть
2. Педагог в ходе беседы с ребенком выясняет:
Кто
изображен на рисунке, что делает каждый член семьи?
Где
ты на этом рисунке? Кто с тобой рядом?
Ты
хотел бы изменить что-либо на своем рисунке? Интерпретация:
Анализ
структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи,
расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке).
Анализ
особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле рисования,
количество деталей, схема тел отдельных членов семьи).
Анализ
процесса рисования (последовательность рисунка, комментарий, паузы,
эмоциональные реакции во время рисования).
Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи (КРС):
Благоприятная
семейная ситуация:
общая
деятельность всех членов семьи;
преобладание
людей на рисунке;
изображение
всех членов семьи;
отсутствие
штриховки;
хорошее
качество линий;
отсутствие
показателей враждебности:
адекватное
распределение людей на листе:
другие
возможные признаки
Тревожность:
штриховка;
линия
основания — пол;
линия под рисунком;
линия
с сильным нажимом;
стирание:
преувеличенное
внимание к деталям;
преобладание
вещей;
двойные
и прерывистые линии;
подчеркивание
отдельных деталей;
другие
возможные признаки.
Конфликтность:
барьеры
между фигурами;
стирание
отдельных фигур;
отсутствие
основных частей тела у некоторых фигур;
выделение
отдельных фигур;
изоляция
отдельных фигур;
неадекватная
величина отдельных фигур;
несоответствие
вербального описания рисунка;
преобладание
вещей;
отсутствие
на рисунке некоторых членов семьи;
член
семьи, стоящий спиной:
другие
возможные признаки.
Чувство
неполноценности:
автор
рисунка непропорционально маленький;
расположение
фигур на нижней части листа;
линия
слабая, прерывистая;
изоляция
автора от других членов семьи;
маленькие
фигуры:
неподвижная
по сравнению с другими фигура автора;
отсутствие
автора;
автор
стоит спиной;
другие
возможные признаки.
Враждебность:
одна
фигура на другом листе, на другой стороне листа;
агрессивная
позиция фигуры;
зачеркнутая
фигура;
деформированная
фигура;
обратный
профиль;
руки
раскинуты в стороны;
пальцы
длинные, подчеркнутые;
другие
возможные признаки.
Сумма
баллов по симптомокомплексам
Благоприятная
семейная ситуация
|
Тревожность
|
Конфликтность
|
Чувство
неполноценности
|
Враждебность
|
|
|
|
|
|
Методика незаконченных предложений
Данная
методика помогает выявить характер взаимоотношений в семье: кто главенствует,
кому ребенок доверяет и т. д.
Инструкция:
Педагог
предлагает ребенку закончить предложения:
Когда
мне трудно, я прежде всего обращаюсь к...
В
нашей семье самый главный человек — это.,.
Я
люблю свою маму за то, что...
Когда
мне бывает грустно, тс я...
Мой
самый лучший друг — это...
Интерпретация:
Анализ
результатов проводится окончательно.
|