Диагностика природоведческих знаний детей младшего дошкольного возраста 
 Позиция 1 
 Цель: выявить характер, содержание и объем знаний детей о сезонных явлениях в природе. 
 Беседа проводится индивидуально
 с использованием иллюстративного материала (например, картин из серии 
"Четыре времени года" О.И. Соловьевой) или дидактической игры, в которой
 дети к большой карте с изображением природы зимой (летом) подбирают 
маленькие карточки, отображающие характерные признаки данного сезона. 
Рисунки на картинках должны быть четкими, красочными, с хорошо видимыми 
растениями (дерево, кустарник, трава, цветы). 
 Вопросы и задания: 
- Что нарисовано на этой картинке? 
 - Что делают дети? 
 - Когда так бывает, что дети катаются на санках? 
 - А ты катаешься на санках? Почему не катаешься летом? 
 - Что сейчас: лето или зима? Почему ты думаешь, что сейчас зима? 
 - Что это (показывая на снег) на дереве? Когда такое дерево бывает? А летом каким бывает дерево? 
 - Покажи и назови дерево (береза, ель), куст, траву, цветы (одуванчик, ромашка и др.). 
 - Есть ли листья на деревьях? Какого они цвета? Покажи ствол дерева, ветки. 
 - Когда так бывает: зеленые листья, много цветов (травы)? 
 - Летом тепло или холодно? 
 - Как одеваются летом дети? Можно ли летом гулять в теплом пальто? Почему? 
 - Ты любишь купаться в реке? Почему летом можно купаться? Почему вода в реке теплая? 
 - Откуда летом появляются лужи? Почему они высыхают? 
 - Зачем летом нужен дождь? 
 - Что надо надеть (взять с собой), если идет дождь? 
 - Любят ли дождь цветы, трава, деревья? 
  
 Позиция 2 
 Цель: 
определить уровень представлений детей о животных: степень полноты 
знаний о каждом животном, форма выражения своих знаний (узнавание и 
выбор объекта по слову взрослого, самостоятельный поиск, подражание 
движениям, звукам или правильное определение их словом). 
 В процессе индивидуальных бесед
 малышам демонстрируют дидактические картинки или игрушки-модели. 
Анализируя характер знаний детей о животных, обращают внимание на 
узнавание и называние животного; знание особенностей внешнего вида, 
жизненных проявлений (звуки, движения); называние детенышей, сходство и 
отличие их от взрослых; знание основных условий, необходимых для живых 
организмов (питание, уход). 
 Перед ребенком раскладывают 
картинки с изображением домашних животных (кошка, корова, собака, коза и
 др.), затем диких (заяц, лиса, медведь). Второй комплект иллюстраций с 
детенышами животных предлагают по ходу беседы. 
 Вопросы и задания: 
- Покажи и назови животных, которых ты знаешь. Как ты узнал, что это корова (кошка, собака, коза)? 
 - Как кричит корова (кошка, собака, коза)? 
 - Где живут эти животные? 
 - У тебя дома есть кошка 
(собака, птичка, рыбки)? Что надо делать, чтобы кошке (собаке и др.) 
было хорошо? Чем ты ее (их) кормишь? 
 - Ты любишь свою кошку (собаку)? 
 - Может ли кошка (собака) жить в лесу? Почему? 
 - Найди и назови детеныша кошки (собаки, коровы, козы). 
 - Выявление уровня знаний о диких животных проводится аналогично. 
 
  
	
	
	  |