Диагностика природоведческих знаний детей младшего дошкольного возраста
Позиция 1
Цель: выявить характер, содержание и объем знаний детей о сезонных явлениях в природе.
Беседа проводится индивидуально
с использованием иллюстративного материала (например, картин из серии
"Четыре времени года" О.И. Соловьевой) или дидактической игры, в которой
дети к большой карте с изображением природы зимой (летом) подбирают
маленькие карточки, отображающие характерные признаки данного сезона.
Рисунки на картинках должны быть четкими, красочными, с хорошо видимыми
растениями (дерево, кустарник, трава, цветы).
Вопросы и задания:
- Что нарисовано на этой картинке?
- Что делают дети?
- Когда так бывает, что дети катаются на санках?
- А ты катаешься на санках? Почему не катаешься летом?
- Что сейчас: лето или зима? Почему ты думаешь, что сейчас зима?
- Что это (показывая на снег) на дереве? Когда такое дерево бывает? А летом каким бывает дерево?
- Покажи и назови дерево (береза, ель), куст, траву, цветы (одуванчик, ромашка и др.).
- Есть ли листья на деревьях? Какого они цвета? Покажи ствол дерева, ветки.
- Когда так бывает: зеленые листья, много цветов (травы)?
- Летом тепло или холодно?
- Как одеваются летом дети? Можно ли летом гулять в теплом пальто? Почему?
- Ты любишь купаться в реке? Почему летом можно купаться? Почему вода в реке теплая?
- Откуда летом появляются лужи? Почему они высыхают?
- Зачем летом нужен дождь?
- Что надо надеть (взять с собой), если идет дождь?
- Любят ли дождь цветы, трава, деревья?
Позиция 2
Цель:
определить уровень представлений детей о животных: степень полноты
знаний о каждом животном, форма выражения своих знаний (узнавание и
выбор объекта по слову взрослого, самостоятельный поиск, подражание
движениям, звукам или правильное определение их словом).
В процессе индивидуальных бесед
малышам демонстрируют дидактические картинки или игрушки-модели.
Анализируя характер знаний детей о животных, обращают внимание на
узнавание и называние животного; знание особенностей внешнего вида,
жизненных проявлений (звуки, движения); называние детенышей, сходство и
отличие их от взрослых; знание основных условий, необходимых для живых
организмов (питание, уход).
Перед ребенком раскладывают
картинки с изображением домашних животных (кошка, корова, собака, коза и
др.), затем диких (заяц, лиса, медведь). Второй комплект иллюстраций с
детенышами животных предлагают по ходу беседы.
Вопросы и задания:
- Покажи и назови животных, которых ты знаешь. Как ты узнал, что это корова (кошка, собака, коза)?
- Как кричит корова (кошка, собака, коза)?
- Где живут эти животные?
- У тебя дома есть кошка
(собака, птичка, рыбки)? Что надо делать, чтобы кошке (собаке и др.)
было хорошо? Чем ты ее (их) кормишь?
- Ты любишь свою кошку (собаку)?
- Может ли кошка (собака) жить в лесу? Почему?
- Найди и назови детеныша кошки (собаки, коровы, козы).
- Выявление уровня знаний о диких животных проводится аналогично.
|