Диагностика природоведческих знаний детей среднего дошкольного возраста
Позиция 1
Цель:
выявить представления детей о характерных особенностях каждого сезона,
закономерной повторяемости изменений в жизни природы от сезона к сезону
(изменения в неживой природе, в растительном и животном мире, сезонный
труд людей в природе).
Ребенку предлагают выбрать и
рассмотреть картинку с изображением природы летом (осенью, зимой,
весной). Целесообразно подобрать картинки, отображающие характерные
признаки каждого сезона, особенности жизни людей, растений и животных.
Вопросы и задания:
- Как ты узнал, что на картинке изображено лето (осень, зима, весна)?
- В какое время года холоднее (теплее) всего?
- Какое сейчас время года? Как ты определил, что сейчас весна (лето, осень, зима)?
- Какое время года наступит после весны?
- Какая погода бывает весной (летом, осенью, зимой)? (Попросить ребенка словом определить состояние погоды: солнечно, пасмурно, дует ветер и т. д.). Как светит солнышко? Когда дует холодный (теплый) ветер, идет снег (дождь)?
- Почему весной распускаются листья на деревьях и кустарниках, расцветают цветы?
- В какое время года много травы, цветов? Найди картинки и назови известные тебе цветы.
- Почему летом на лугу много бабочек?
- Когда вянут трава и цветы, желтеют и опадают листья с деревьев?
- Разложи карточки с
изображением дерева в разные сезоны по порядку и расскажи, что
происходит с ним осенью, зимой, весной, летом.
- Как животные готовятся к зиме? (Птицы улетают, белка делает запасы, заяц становится белым и др.)
- Кто из животных спит зимой? Спят ли зимой заяц, волк, лиса?
- Что делают люди весной (летом, осенью) в огороде, поле, саду?
- Какое время года нравится тебе больше: зима или лето? Почему?
Позиция 2
Цель:
выявить представления детей о живом (неживом), растениях и животных как
живых существах; умение определять принадлежность объектов природы к
живым существам на основе выделения признаков живого (дышит, питается,
растет и изменяется, передвигается и др.).
Ребенку предлагают выделить все
живое из предметного окружения группы. В случае затруднения задают
вопрос: животные (растения) – живые? Почему?
Позиция 3
Цель:
выявить характер, содержание и объем знаний детей о растениях разных
морфологических групп (умение узнавать и правильно называть растения,
особенности внешнего вида, потребности растений, способы ухода и др.).
Ребенка просят назвать знакомые комнатные растения, показать и определить словом их части.
Вопросы и задания:
- Какое комнатное растение похоже на дерево (куст, траву)?
- Чем дерево отличается от кустарника (травы)? Назови знакомые тебе деревья (кустарники, цветы).
- Что нужно для того, чтобы растение росло?
- Как ты ухаживаешь за комнатными растениями?
- Что произойдет, если не поливать растение (поставить его в темное место, холодное помещение)?
В случае затруднения перед
ребенком раскладывают картинки с изображением древесных и травянистых
растений, того, что нужно для их роста и развития (солнце, дающее свет и
тепло, вода, земля); фотографии, отображающие знакомые детям способы
ухода, особенности состояния растений при недостатке влаги, света,
тепла.
Затем выявляют содержание знаний о растениях естественных и искусственно созданных биоценозов.
Вопросы и задания:
- Выбери растения леса (огорода, сада, цветника).
- Где растут овощи (фрукты, цветы)?
- Кто посадил цветы на клумбе (овощи в огороде)? Назови знакомые тебе цветы (овощи).
- Могут ли овощи расти в лесу?
- Из чего выросли овощи (цветы)?
- Расскажи, как мы выращивали цветы (сеяли семена, поливали, рыхлили землю, пропалывали и др.).
Выявляя знания об изменениях во
внешнем виде хорошо знакомых растений, детям предлагают картинки с
изображением разных стадий роста гороха, просят разложить их в
определенной последовательности, объяснить свои действия.
Представления о садовых цветах,
овощах, фруктах целесообразно выявлять с помощью настольно-печатной
игры "Во саду ли, в огороде".
Позиция 4
Цель:
определить уровень представлений дошкольника о животных уголка природы и
ближайшего природного окружения (характерные признаки внешнего вида,
голосовые реакции, потребности, особенности поведения, среда обитания и
др.).
Из разложенных на столе иллюстраций ребенку предлагают отобрать зверей, птиц, рыб, домашних и диких животных.
Вопросы и задания:
-
Где живут рыбы (птицы, звери)? Чем они питаются, как передвигаются, какие издают звуки?
-
Выбери животных, которые плавают (бегают, прыгают, ползают, летают).
-
Назови домашних животных. Почему они так называются? Могут ли домашние животные жить без помощи человека?
-
Каких диких животных ты знаешь? Где они живут?
-
Назови птиц, которых ты знаешь. Почему ты думаешь, что это птицы? (Если ребенок выбирает по картинкам, то "Как ты узнал, что это птица?").
-
Что нужно живущей в уголке природы птичке (рыбке, морской свинке и др.), чтобы ей было хорошо?
-
Как ты ухаживаешь за животными уголка природы? Что ты больше всего любишь делать?
|