Диагностика природоведческих знаний детей среднего дошкольного возраста 
 Позиция 1 
 Цель: 
выявить представления детей о характерных особенностях каждого сезона, 
закономерной повторяемости изменений в жизни природы от сезона к сезону 
(изменения в неживой природе, в растительном и животном мире, сезонный 
труд людей в природе). 
 Ребенку предлагают выбрать и 
рассмотреть картинку с изображением природы летом (осенью, зимой, 
весной). Целесообразно подобрать картинки, отображающие характерные 
признаки каждого сезона, особенности жизни людей, растений и животных. 
 Вопросы и задания: 
- Как ты узнал, что на картинке изображено лето (осень, зима, весна)? 
 - В какое время года холоднее (теплее) всего? 
 - Какое сейчас время года? Как ты определил, что сейчас весна (лето, осень, зима)? 
 - Какое время года наступит после весны? 
 - Какая погода бывает весной (летом, осенью, зимой)? (Попросить ребенка словом определить состояние погоды: солнечно, пасмурно, дует ветер и т. д.). Как светит солнышко? Когда дует холодный (теплый) ветер, идет снег (дождь)? 
 - Почему весной распускаются листья на деревьях и кустарниках, расцветают цветы? 
 - В какое время года много травы, цветов? Найди картинки и назови известные тебе цветы. 
 - Почему летом на лугу много бабочек? 
 - Когда вянут трава и цветы, желтеют и опадают листья с деревьев? 
 - Разложи карточки с 
изображением дерева в разные сезоны по порядку и расскажи, что 
происходит с ним осенью, зимой, весной, летом. 
 - Как животные готовятся к зиме? (Птицы улетают, белка делает запасы, заяц становится белым и др.) 
 - Кто из животных спит зимой? Спят ли зимой заяц, волк, лиса? 
 - Что делают люди весной (летом, осенью) в огороде, поле, саду? 
 - Какое время года нравится тебе больше: зима или лето? Почему? 
  
 Позиция 2 
 Цель: 
выявить представления детей о живом (неживом), растениях и животных как 
живых существах; умение определять принадлежность объектов природы к 
живым существам на основе выделения признаков живого (дышит, питается, 
растет и изменяется, передвигается и др.). 
 Ребенку предлагают выделить все
 живое из предметного окружения группы. В случае затруднения задают 
вопрос: животные (растения) – живые? Почему? 
 Позиция 3 
 Цель: 
выявить характер, содержание и объем знаний детей о растениях разных 
морфологических групп (умение узнавать и правильно называть растения, 
особенности внешнего вида, потребности растений, способы ухода и др.). 
 Ребенка просят назвать знакомые комнатные растения, показать и определить словом их части. 
 Вопросы и задания: 
- Какое комнатное растение похоже на дерево (куст, траву)? 
 - Чем дерево отличается от кустарника (травы)? Назови знакомые тебе деревья (кустарники, цветы). 
 - Что нужно для того, чтобы растение росло? 
 - Как ты ухаживаешь за комнатными растениями? 
 - Что произойдет, если не поливать растение (поставить его в темное место, холодное помещение)? 
  
 В случае затруднения перед 
ребенком раскладывают картинки с изображением древесных и травянистых 
растений, того, что нужно для их роста и развития (солнце, дающее свет и
 тепло, вода, земля); фотографии, отображающие знакомые детям способы 
ухода, особенности состояния растений при недостатке влаги, света, 
тепла. 
 Затем выявляют содержание знаний о растениях естественных и искусственно созданных биоценозов. 
 Вопросы и задания: 
- Выбери растения леса (огорода, сада, цветника). 
 - Где растут овощи (фрукты, цветы)? 
 - Кто посадил цветы на клумбе (овощи в огороде)? Назови знакомые тебе цветы (овощи). 
 - Могут ли овощи расти в лесу? 
 - Из чего выросли овощи (цветы)? 
 - Расскажи, как мы выращивали цветы (сеяли семена, поливали, рыхлили землю, пропалывали и др.). 
  
 Выявляя знания об изменениях во
 внешнем виде хорошо знакомых растений, детям предлагают картинки с 
изображением разных стадий роста гороха, просят разложить их в 
определенной последовательности, объяснить свои действия. 
 Представления о садовых цветах,
 овощах, фруктах целесообразно выявлять с помощью настольно-печатной 
игры "Во саду ли, в огороде". 
 Позиция 4 
 Цель: 
определить уровень представлений дошкольника о животных уголка природы и
 ближайшего природного окружения (характерные признаки внешнего вида, 
голосовые реакции, потребности, особенности поведения, среда обитания и 
др.). 
 Из разложенных на столе иллюстраций ребенку предлагают отобрать зверей, птиц, рыб, домашних и диких животных. 
 Вопросы и задания: 
- 
 Где живут рыбы (птицы, звери)? Чем они питаются, как передвигаются, какие издают звуки?
 
 - 
 Выбери животных, которые плавают (бегают, прыгают, ползают, летают).
 
 - 
 Назови домашних животных. Почему они так называются? Могут ли домашние животные жить без помощи человека?
 
 - 
 Каких диких животных ты знаешь? Где они живут?
 
 - 
 Назови птиц, которых ты знаешь. Почему ты думаешь, что это птицы? (Если ребенок выбирает по картинкам, то "Как ты узнал, что это птица?").
 
 - 
 Что нужно живущей в уголке природы птичке (рыбке, морской свинке и др.), чтобы ей было хорошо?
 
 - 
 Как ты ухаживаешь за животными уголка природы? Что ты больше всего любишь делать?
 
 
  
	
	
	  |