Диагностики типа личности у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Говоря об идентификации типа личности ребенка, нужно учитывать, на какой
стадии развития он находится, и применять соответствующие этой стадии
методы.
В возрасте до двух лет можно говорить об идентификации, в
основном, по внешним признакам (по сенсорике), поскольку ни об этике
поведения, ни о логике мышления, ни об интуитивном абстрактном
восприятии информации на такой стадии судить нельзя: эти признаки совсем
не выражены либо выражены в крайне слабой степени. Следовательно,
рассчитывать в этом возрасте на высокую надежность социодиагностики не
приходится, вероятность попадания в тип крайне низка и делать
окончательные выводы было бы просто опрометчиво.
На возрастной стадии от двух до семи лет, когда начинает
формироваться следующая компонента - этическая, мы с большей долей
уверенности можем говорить об идентификации типа личности ребенка. Здесь
тоже есть своя специфика. В таком возрасте ребенок ориентирован, в
основном, в двух направлениях: на свои физические желания и на
стремление общаться с людьми, к которым он испытывает эмоциональное
влечение, считая их «своими».
Логика поступков и социальные нормы поведения, как правило,
бессознательно игнорируются либо воспринимаются болезненно, но не из-за
негативного к ним отношения, а по причине отсутствия механизма их
восприятия.
Признак логики еще недостаточно развит и творчески проявляется на
следующем этапе - к моменту начала регулярного контакта с социумом -
школой, где ребенок близко знакомится с нормами общественной жизни. В
дошкольных учреждениях (ясли, детсад) социальные требования,
предъявляемые к ребенку, еще не так высоки, чтобы формировать у него
логическое мышление в достаточной степени.
Поскольку предлагаемая методика социодиагностики рассчитана на детей
дошкольного и младшего школьного возраста, то в ней при тестировании мы
ограничиваемся первыми двумя стадиями развития психики ребенка. Это
соответствует таким соционическим уровням, как физический и
психологический, с доминирующими признаками сенсорики и этики (по Юнгу и
Аугустинавичюте). В силу неразвитости логического и интуитивного
мышления у таких возрастных категорий, можно с уверенностью судить лишь
об их образно-чувственном восприятии окружающего мира, главными
ценностями которого являются хорошие отношения, радость и сенсорные
удовольствия. Поэтому в ходе тестирования эффективнее всего выявляются
такие признаки, как сенсорика и этика. Это объясняется тем, что в
возрасте с 2 до 8 лет ребенок еще не улавливает логических взаимосвязей
между вещами, а также не умеет абстрагироваться от действительности и
познавать скрытую суть явлений окружающего мира. Соответственно, мы не
можем получить от него адекватный ответ на вопрос, заданный в логической
либо в интуитивной форме.
Сказанное не означает, что признаки логики и интуиции в таком возрасте
не детерминированы вообще. Об их наличии и месте в модели личности
конкретного ребенка можно говорить при отсутствии либо слабой
выраженности в его ответах и проявлениях противоположных аспектов —
этики и сенсорики.
В качестве идентификатора восприятия при создании методики нами был использован так называемый атлас Гамезо,
где автор предлагает ряд детских рисунков-картинок с сопроводительными
названиями. В названиях отражены три аспекта восприятия мышлением
ребенка сюжета картинки: конкретный, абстрактный и отношенческий. По
преобладанию выбранных ребенком тех или иных названий сюжетов автор
атласа делает вывод о доминирующем типе восприятия у тестируемого.
Понятие конкретности включает в себя оба соционических признака - как
логику, так и сенсорику. В первом случае - это просто констатация факта,
происходящего на картинке; во втором - выражение тех ощущений, которые
вызывает у ребенка содержание рисунка.
Выражение отношения к происходящему в виде симпатии, антипатии,
понимания эмоционального состояния изображаемых объектов находит свое
отражение в признаке «этика». И, наконец, абстрактное мышление связано с
признаком «интуиция». Все четыре указанных признака логика, этика,
сенсорика и интуиция близки к юнговской интерпретации и не
подразделяются на аспекты, отражающие экстраверсию или интроверсию
социотипа ребенка. Поэтому данная методика не дает возможности судить о
проявлениях двух последних признаков, а также о признаке рациональности -
иррациональности. Оптимальный метод их выявления — игровые ситуации и
тренинги. Но это выходит за рамки данной разработки.
Методы тестирования детей.
Тесты, предназначенные для определения типа личности человека, его
способностей и возможностей, широко используются в передовых странах
мира. Они широко применяются при решении проблем детского воспитания,
для определения сильных и слабых сторон школьника, при отборе детей для
дифференцированного обучения, поиске юных талантов и дарований.
Мы тестируем детей по тестам, составленным на основе принципа выделения в
психике ребенка признаков Юнга. Перечислим эти признаки, или шкалы:
Экстраверсия : обращенность человека на внешний мир.
Интроверсия : сосредоточенность на личных переживаниях и своем внутреннем мире.
Рациональность : системность и постоянство в склонностях и занятиях, самодисциплина.
Иррациональность : спонтанность, импульсивность в поведении, стремление к смене впечатлений.
Логика : ориентация на нормы поведения и здравый смысл, стремление все упорядочивать.
Этика : ориентация на чувства и отношения, определяющие поведение.
Сенсорика : практичность и настроенность на получение
чувственных удовольствий (еда, одежда, комфорт), хорошая ориентация в
пространстве, воля.
Интуиция : стремление к фантазиям и мечтательности, теоретический склад ума, образное восприятие.
Вы можете определить тип личности ребенка с помощью теста для школьников или диагностической игры (для маленьких детей):
Тест Мегедь-Овчарова для определения типа личности ребенка школьного возраста
1. Рациональность
2. Иррациональность
а. Всегда заранее выхожу из дома, чтобы быть спокойным и не спешить.
а. Мне трудно вовремя встать утром и собраться, поэтому часто опаздываю и расстраиваюсь из-за этого.
б. Всегда держу свою одежду, книжки и игрушки в одном и том же месте и не люблю, когда их перекладывают.
б. Я часто разбрасываю свои вещи и поэтому приходится долго их искать.
в. Я сержусь, когда кто-то отвлекает меня от моих занятий и что-то поручает.
в. Я могу заниматься сразу несколькими делами: заниматься и слушать кого-то, учить стих и помогать родителям по дому.
г. Я сразу делаю уроки, не откладывая на потом, чтобы быть свободным и заниматься чем-то другим.
г. У меня часто меняется настроение и бывает очень трудно заставить делать то, что мне не по душе.
д. Люблю сам составлять планы моих занятий и стараюсь выполнять все, что задумал.
д. Могу набрать слишком много всяких поручений и потом не знаю, как с ними справиться.
3. Логика
4. Этика
а. Я всегда прямо говорю, что о ком думаю, даже если это кому-то не нравится.
а. Я стараюсь в разговоре никого не обидеть и быть для всех приятным.
б. Считаю, что меня наказывают правильно если я это заслужил.
б. Думаю, что наказывать никого не нужно, чтобы потом не обижаться друг на друга.
в. Не люблю, когда другие люди слишком много говорят и мало делают.
в. Мне нравится, когда рассказывают о себе, и сам люблю рассказывать о своих делах и успехах.
г. Я стараюсь ничего не обещать, если знаю, что не смогу этого сделать.
г. Я часто могу много наобещать, потому что неудобно отказывать другим.
д. Я люблю решать задачи с числами и головоломками, играть в логические игры (шахматы).
д. Я больше люблю слушать стихи, рассказы, чем решать арифметические задачи и разные кроссворды.
5. Сенсорика
6. Интуиция
а. Я всегда слежу за чистотой одежды и книжек и очень переживаю, когда испачкаю что-то или посажу пятно.
а. Я по рассеянности не всегда замечаю, что у меня помята одежда или нечищенные ботинки.
б. Я люблю одеваться и собираться сам и сержусь, когда мне в этом мешают.
б. Мне часто трудно решить, во что одеться, и я обычно советуюсь с другими.
в. Мне нравятся разные спортивные игры: борьба, бокс, прыжки, гимнастика и я люблю этим заниматься
в. Мне нравятся такие игры, в которых можно не спешить, спокойно над всем подумать.
г. Я люблю многое мастерить своими руками: пилить строгать, выжигать, паять (шить, вязать, готовить).
г. Мне часто приходят в голову, разные интересные мысли, люблю мечтать и фантазировать.
7. Интроверсия
8. Экстраверсия
а. Я стесняюсь первым заговорить с незнакомыми и попросить что-нибудь.
а. Мне легко познакомиться с чужими ребятами и заводить новых знакомых.
б. Мне лучше подчиняться другим, чем командовать и отвечать за что-то.
б. Мне нравится командовать, быть капитаном в играх, когда меня слушаются другие.
в. Я стараюсь не выделяться и выступать в хоре или группе, чем один.
в. Мне легко при всех спеть, станцевать, прочесть стихи, показать какой-то фокус.
г. Обычно меня с кем-то знакомят, потому что сам я стесняюсь и не люблю этого делать.
г. Я люблю знакомить людей между собой и собирать веселые и интересные компании.
д. Я обычно не скучаю, даже если меня оставляют одного, я всегда найду себе занятие.
д. Я не могу высидеть один дома, в компании я чувствую себя гораздо лучше.
Расшифровка теста и определение типа личности ребенка по цифровому коду .
Из двух противоположных функций выбрать ту, где оказалось больше
отмеченных пунктов и поставить ее порядковый номер. В итоге получится
набор из четырех цифр. Каждому набору соответствует определенный тип
личности: