Предварительная работа: повторить
Концепцию дошкольного воспитания,
характеристику игры в раннем детстве, содержание
главы «Организация игры в первой младшей группе»
из методического пособия «Организация сюжетной
игры в детском саду» Н.Я. Михайленко, Н.А.
Коротковой.
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Старший воспитатель: Уважаемые
педагоги, сегодня я пригласила вас на очередную
встречу с Волшебницей Игрой. Учитывая то, что
игра является самым любимым и желанным видом
детской деятельности и имеет огромное
развивающее значение, несложно понять, в чем
заключается ее волшебная сила. В качестве
разминки мы поиграем в игру «Докажи очевидное»: я
буду делать общеизвестные утверждения,
отражающие значение игры, а вы должны доказать
эти утверждения на примерах из своей
практической работы.
1. Игра для ребенка — это радость и
удовольствие.
2. Игра облегчает адаптационный период.
3. Игра помогает установить доверительные
отношения с ребенком.
4. Игра способствует становлению
целенаправленной деятельности.
5. Игра — окно в мир взрослой жизни.
6. Игра способствует развитию речи.
7. Игра имеет значение для умственного развития.
(После каждого утверждения
предоставляется слово воспитателям, которые
комментируют значение игры, опираясь на свой
опыт работы и наблюдения за играми детей.)
Старший воспитатель: Обобщая
выступления, я зачитаю вам слова академика
Рубинштейна: «В игре, как в фокусе, собираются,
проявляются и через нее формируются все стороны
психической жизни личности».
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Старший воспитатель: Деятельность
воспитателя по формированию игры должна
начинаться с проведения диагностики, которая
помогает определить стартовое начало в
кропотливой педагогической работе. В связи с
этим хочу напомнить вам важную заповедь:
«Воспитатель должен быть настоящим наблюдателем
— исследователем ребенка, а не пассивным
воспринимателем его».
В чем практическое значение такой установки?
(Заслушиваются мнения воспитателей.)
Такая исследовательская установка
является основой педагогического творчества.
Правильно проведенная диагностика поможет вам
лучше узнать своих воспитанников, наметить
перспективный план работы.
В Концепции дошкольного воспитания отмечается,
что на каждом возрастном этапе ребенок должен
овладевать все более сложным «языком» игры —
общими способами ее осуществления. В возрасте от
1,5 до 3 лет «язык» игры представлен наличием
определенных игровых умений. Назовите их.
Воспитатели говорят о том, что в первой
младшей группе дети должны иметь определенные
реакции на игровые действия взрослого, выполнять
условные действия с игрушками, использовать в
игре предметы-заместители и воображаемые
предметы, должны вступать в ролевое речевое
взаимодействие и поддерживать кратковременное
игровое взаимодействие с партнером-сверстником.
Затем ведущий раздает участникам семинара листы
оценки уровня развития игровых умений детей
раннего возраста и помогает им разобраться в его
содержании.
Старший воспитатель: Оценка уровня
сформированности игровой деятельности
осуществляется на основе анализа развития
названных вами игровых умений. Всего выделено
пять критериев. Каждый из критериев
соответствует определенному игровому умению.
Критерии оцениваются по трем уровням: низкий,
средний, высокий. Задание: необходимо проследить
изменение показателей по каждому критерию от
низкого до высокого уровня.
После самостоятельной работы
воспитатели делают необходимую информацию.
Старший воспитатель: Известно, что
одним из методов педагогической диагностики
является наблюдение. Сейчас мы с вами
понаблюдаем за игрой детей, которую организует
воспитатель первой младшей группы. Одновременно
вы будете оценивать игровые умения выбранного
вами ребенка.
Участникам семинара предлагается
взять по одной карточке с написанным на ней
именем ребенка. У детей — участников игры на
одежде значки с их именами. Воспитатель
организует сюжетную игру: сначала индивидуально,
затем с небольшими группами детей. Во время
взаимодействия с малышами воспитатель побуждает
их выполнять условные игровые действия: варить
суп в кастрюльке, причесывать куклу и пр.;
использовать предметы-заместители (палочку
вместо ложки, кубик вместо мыла) и воображаемые
предметы (покрутить руль, которого нет, налить
водичку из нарисованного крана). В ходе игры
воспитатель называет свои действия, стимулирует
детей на обозначение игровых действий словом и
на речевое взаимодействие со сверстниками.
После просмотра игры воспитатели оценивают
уровень сформированности игровых умений у
наблюдаемого ребенка в соответствии с системой
оценки игровой деятельности.
Старший воспитатель: У каждого
малыша свои темпы освоения элементарных игровых
умений. Давайте познакомимся с результатами по
каждому конкретному ребенку.
(Воспитатели рассказывают об итогах
диагностики.)
Старший воспитатель: Суть
диагностики не в простом определении уровня
сформированности игровых умений, она помогает
увидеть перспективу дальнейшей работы. Задание:
составьте индивидуальные планы
совершенствования игровой деятельности детей,
за которыми вы наблюдали в ходе практической
работы.
Варианты перспективных планов работы,
составленных воспитателями.
У Наташи низкий уровень развития
игровых умений. Считаю, что необходимо
активизировать работу по накоплению ребенком
игрового опыта.
Для этого нужно:
— чаще вовлекать девочку в совместные
игры с воспитателем;
— на первых этапах организовывать простейшие
формы игрового взаимодействия: покатать вместе
мяч, построить башенку и др.;
— проводить систематические наблюдения за
окружающим, связывая их с игрой;
— приобщать к образно-ролевым играм, которые
учат искусству перевоплощения;
— провести анкетирование родителей с целью
изучения организации игровой деятельности в
семье;
— подготовить рекомендации для родителей по
руководству игрой ребенка в домашних условиях.
У Максима средний уровень развития
игровых умений. Основная проблема — скудная
речь. С целью развития речи ребенка считаю
целесообразным:
— создавать условия для речевой
активности;
— много говорить с ребенком, вовлекать его в
разговоры на доступные его пониманию темы;
— планировать проведение
словесно-дидактических игр с игровыми
действиями: «Кто что ест», «Кто что делает», игры
с пальчиками и др.;
— в ходе сюжетных игр стимулировать словесное
обозначение игровых действий;
— во время игр и других видов детской
деятельности помогать ребенку вступать в
речевой контакт со сверстниками и взрослыми;
— организовать практикум для родителей на тему
«Играя, учимся говорить».
Старший воспитатель делает оценку
перспективных планов:
— Предложенные вами планы обеспечат
формирование необходимых структурных
компонентов игровой деятельности у конкретных
детей. Они вполне могут быть реализованы в
ближайшие 2—3 месяца. Дальнейшая работа
воспитателя с этими детьми должна строиться с
учетом их продвинутости в овладении игровыми
умениями.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Старший воспитатель: Я с
удовольствием отмечаю, что цель
семинара-практикума достигнута. Научившись
проводить диагностику и планировать
коррекционную работу, вы решили важную задачу:
исходить из интересов ребенка и перспектив его
развития. В какие бы игры не играли ваши
воспитанники, будьте не рядом, а вместе с
ними. Только партнерство и сотрудничество
воспитателя с детьми в игре создает зону
ближайшего развития самостоятельной игры детей.
|