Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 22.11.2024, 14:37

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ [44]
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ [51]
ДИАГНОСТИКА [41]
ВАЖНО ЗНАТЬ [125]
СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД [61]
ЖИВОЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ [25]
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ [25]
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ [33]
Главная » Статьи » МЕТОДИСТУ ДОУ » ДИАГНОСТИКА

Создание системы мониторинга как средства управления ДОУ

В современных условиях развития системы дошкольного образования и воспитания к руководителям дошкольных образовательных учреждений предъявляются большие требования. В целом современная ситуация зависит от умения руководителя быстро реагировать на изменения, происходящие в экономической, социальной сферах, умение внедрять в практику ДОУ научно-педагогические достижения в области управления. В связи с этим,  руководителю недостаточно лишь умения анализировать создавшуюся ситуацию и реагировать на её изменения в работе своего учреждения. Не менее важным является умение составлять прогноз, который выстраивается в программу развития учреждения.

Данная проблема приобретает дополнительную актуальность: как же обеспечить свое будущее, как создать спрос, как удовлетворить многообразные запросы родителей.

Новая образовательная политика, приоритетом которой является качество образования, привела к пониманию того, что необходимы новые подходы в управлении образовательного процесса. Решая проблему повышения качества образовательного процесса, деятели педагогической науки (В.А.Кальней, Д.Ш.Матрос и др.) считают качество социальной, психолого-педагогической категорией. Р.Г.Гурова и В.Н.Шамардин определяют новый подход в оценке качества образовательной системы: в своих исследованиях они доказывают необходимость диагностического  достоверного подхода в оценке качества образования с учетом конечных результатов.

Дошкольное детство – сенситивный период в жизни человека для воспитания, обучения и развития, составляющих триединство образовательного процесса.

Однако до настоящего времени в системе дошкольных образовательных учреждениях доминирует эпизодичность получения информации о достигнутых результатах в воспитании и развитии детей, а также причин, оказывающих влияние на эти результаты.

Не разработана система средств слежения за качеством образовательного процесса с целью стимулирования творчества педагогов. Не учитывается индивидуальность физического состояния ребенка, что является основным фактором для качественного восприятия и полноценного развития ребенка. Отсутствует единая форма отслеживания физического здоровья и достижений ребенка, простая в ведении и для восприятия каждого педагога, что немаловажно в организации образовательного процесса.

Сложившаяся ситуация требует изменения общих подходов к организации воспитания и обучения детей в условиях ДОУ, поиска актуальных методов и средств, способствующих повышению качества образовательного процесса.

В педагогической литературе определены средства обучения детей, но отсутствует положение, что система непрерывного систематического, научно-обоснованного слежения за ребенком и его кризисами могла бы быть средством повышения качества образовательного процесса.

Длительное слежение за какими-либо объектами или явлениями педагогической деятельности, система получения данных для принятия стратегических и тактических решений в науке называется мониторингом. Кроме того, мониторинг можно рассматривать как независимую экспертизу состояния образовательного процесса, систему сбора, анализа, представления информации и информационную базу управления.

В современных научных педагогических источниках рассматриваются различные виды мониторинга:

  • психолого-педагогический (Г.А.Карпова);
  • профессиональный (С.Н.Силина);
  • мониторинг качества образования (В.А.Кальней, С.Е.Шишков);
  • мониторинг как способ регулярного отслеживания качества усвоения знаний (А.М.Багиров, В.Г.Горб, Е.В.Зайка и др.).

А.С.Белкин  выделяет в содержании понятие «Образовательный мониторинг».

Для того, чтобы система мониторинга в ДОУ соответствовала данному определению, необходимо проделать большую аналитическую работу, в результате которой определятся проблемные зоны, появится возможность выстраивать, прогнозировать и формировать будущее.

При этом управленческую деятельность необходимо организовывать таким образом, чтобы через рефлексию, углубленное изучение проблем, проведение МО, семинаров, методических и педагогических советов можно было точно представить состояние управляемой системы и складывающиеся тенденции.

Создаваемая структура управления должна четко определять взаимодействие между собой всех участников УВП, с одной стороны, и имеющиеся внутренние и внешние ресурсы – с другой.

В структуре управления ДОУ функцией мониторинга является обеспечение обратной связи между управляющей и управляемой системами. Поэтому мониторинг может осуществляться везде, где необходимо сравнение фактического состояния какой-либо системы с намеченным. Отсюда вытекает задача мониторинга – уменьшение разницы между фактическим состоянием и желаемым.

Для обеспечения качественного мониторинга необходимыми условиями являются его стабильность, долгосрочность и надежность.

Мониторинг помогает отработать систему взаимодействия в управленческой структуре детского сада, находить конкретные ситуации на ПС или собрании трудового коллектива, совещании при заведующем ДОУ или на заседании методического совета ДОУ. Часть вопросов может решаться родительским комитетом ДОУ и профсоюзом учреждения.

Для обеспечения обоснованности принимаемых решений необходима объективная картина состояния управляемой системы и изменений, происходящих в ней. Это представляется возможным при условии организации мониторинга качества образования.

Мониторинг качества образования, по одному из определений, трактуется как систематическое наблюдение, оценка и прогноз состояния образовательной системы ДОУ в плане соответствия стандартам (нормам).

Созданная «Циклограмма ежемесячного контроля» (приложение 1) определяет сроки мониторинга в той или иной области деятельности.

С целью фиксации достижений детей и отслеживания результатов их развития в детском саду необходимо организовать диагностику учебно-воспитательного  процесса (УВП), в ней учитываются параметры развития детей от 1,5 до 7 лет:

  • состояние физического здоровья (приложение 2);
  • уровень знаний;
  • личностный уровень (базисные характеристики личности; игровая деятельность);
  • поведенческий уровень (культурно-гигиенические навыки, социальное развитие);
  • уровень развития психических процессов (мышление, память, воображение).

В каждой группе заводится отдельная папка, где хранятся результаты динамики развития каждого ребенка за 5 лет.

Качество и эффективность УВП контролируется 2 раза в год: на начало года диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и корректировки содержания УВП; в конце – с целью сравнения полученного и желаемого результатов. Возможна и промежуточная диагностика.

Результаты диагностики обсуждаются, на их основе разрабатывается медико-психолого-педагогическое сопровождение  каждого ребенка.

Методическое обеспечение диагностики уровня выполнения программных требований, сформированности социальных навыков осуществляют старшие воспитатели ДОУ, а проводят диагностику воспитатели и узкие специалисты ДОУ. Диагностику состояния психических процессов проводит психолог д/с, физического здоровья – медицинский персонал ДОУ, уровень сформированности культурно-гигиенических навыков – старшие воспитатели, медики, воспитатели.

Основные методы диагностики в ДОУ – наблюдение, эксперимент, беседа и анализ продуктов деятельности.

Создание системы мониторинга позволила бы решить ряд основных задач по улучшению качества образовательного процесса и проведению целенаправленной аналитически-обоснованной работы по его совершенствованию с учетом возможностей каждого субъекта образовательного процесса.

Приложение 1. Циклограмма ежемесячного контроля.

Содержание контроля

Особенности осуществляемого контроля.

Числа месяца

1-7

8-15

16-23

24-31

Соблюдение законодательства РФ в области образования

Кроме соблюдения законодательства осуществлять контроль за изучение вновь изданных нормативных актов.

Просмотр занятия с целью его анализа по следующим критериям:
- правильность и обоснованность цели занятия;
- структура и организация;
- содержание;
- деятельность воспитанников;
- правильность отбора методов, приемов и средств обучения, их разнообразие;
- оценка санитарно-гигиенических условий.

Периодичность – не более 5 раз в год для каждого воспитателя (за исключением педагогов, находящихся на самоконтроле)

Сформирован-ность культурно-гигиенических навыков

 

Организация трудового воспитания

 

 

Соблюдение режима дня.

 

 

Создание условий для самостоя-тельной игровой деятельности детей

 

Состояние документации

 

Санитарное состояние группы.

Проверка осуществляется совместно с медиками.

Организация жизни группы

 

Организация и проведение экскурсий, прогулок, походов и т.д.

 

Особое внимание при проверке уделить социально-личностному взаимодействию детей.

Проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня.

Проверка направлена на выявление системы закаливания в группе.

 

 

 

Система работы с родителями.

 

Примечание: качество и эффективность УВП контролируется 2 раза в год (сентябрь-октябрь, апрель-май) в соответствии с принятой в ДОУ системой диагностики.

 

Приложение 2.
Паспорт здоровья и физического развития.

ФИО ___________________________________________________________
Дата рождения___________________________________________________
Группа__________________________________________________________
Адрес___________________________________________________________

 

Содержание

Динамика здоровья, физического развития и двигательных способностей.

Сентябрь

Май

1. Определение уровня привычной двигательной активности (высокая, средняя, низкая)

 

 

2. Психофизиологические характеристики (соответствуют или не соответствуют возрасту).

 

 

3. Физическое развитие.
Масса (кг)
Рост (см)
Окружность груди(см)
Осанка (норма или отклонения).

 

 

4. Уровень двигательных способностей.
Прыжок в длину с места (см)
Гибкость (см)
Прыжок в высоту с места (см)
Челночный бег (сек.)
Дальность броска  мешочка с песком (вес) правой рукой (м)
-/-/- левой рукой (м)
Лазанье (м)
И т.д. (по программе)

 

 

5. Состояние здоровья.
Основной диагноз.
Хронические заболевания.
Заболевания в течение года.
Острота зрения.
Стоматологический статус.

 

 

6. Клиническое обследование.
ЭКГ
Анализ крови
Анализ мочи

 

 

Модель выпускника ДОУ.

Цель: обеспечить индивидуальную траекторию комплексного развития каждого ребенка с учетом его психического и физического состояния здоровья, сформировать психологическую готовность к школе, развить восприятие, воображение, художественно-творческую деятельность.

Индивидуальные особенности развития

Физическое развитие

Развитие психических процессов.

Состояние физического здоровья:

  • группа здоровья;
  • перенесенные заболевания;
  • период после болезни.

Творческие способности:

  • музыка;
  • рисование;
  • художественный труд.

Коррекция:

  • физических отклонений;
  • речи;
  • психических отклонений.

Ребенок:

  • в совершенстве владеет своим телом, различными видами движений;
  • имеет представление о своем физическом облике и здоровье;
  • владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.

Интеллектуальное развитие.

Ребенок:

  • способен к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию;
  • группирует предметы на основе их общих признаков;
  • проявляет осведомленность в разных сферах жизни.

 

Социальная зрелость.

Ребенок:

  • понимает разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выражает свое отношение к ним;
  • выбирает соответствующую линию поведения;
  • умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника;
  • учитывает желания других людей;
  • способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками.

Личностные качества.

  • эмоциональность
  • креативность
  • произвольность
  • инициативность
  • самостоятельность и ответсвенность
  • самооценка
  • свобода поведения.
Категория: ДИАГНОСТИКА | Добавил: admin (21.09.2011)
Просмотров: 4177 | Теги: диагностика, детский сад, методические рекомендации для воспи, обучение, методист ДОУ, дети дошкольного возраста, воспитание, подготовка к школе | Рейтинг: 5.0/2
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 21
    Гостей: 21
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru