В современных условиях развития системы дошкольного образования и
воспитания к руководителям дошкольных образовательных учреждений
предъявляются большие требования. В целом современная ситуация зависит
от умения руководителя быстро реагировать на изменения, происходящие в
экономической, социальной сферах, умение внедрять в практику ДОУ
научно-педагогические достижения в области управления. В связи с этим,
руководителю недостаточно лишь умения анализировать создавшуюся ситуацию
и реагировать на её изменения в работе своего учреждения. Не менее
важным является умение составлять прогноз, который выстраивается в
программу развития учреждения.
Данная проблема приобретает дополнительную актуальность: как же
обеспечить свое будущее, как создать спрос, как удовлетворить
многообразные запросы родителей.
Новая образовательная политика, приоритетом которой является качество
образования, привела к пониманию того, что необходимы новые подходы в
управлении образовательного процесса. Решая проблему повышения качества
образовательного процесса, деятели педагогической науки (В.А.Кальней,
Д.Ш.Матрос и др.) считают качество социальной, психолого-педагогической
категорией. Р.Г.Гурова и В.Н.Шамардин определяют новый подход в оценке
качества образовательной системы: в своих исследованиях они доказывают
необходимость диагностического достоверного подхода в оценке качества
образования с учетом конечных результатов.
Дошкольное детство – сенситивный период в жизни человека для
воспитания, обучения и развития, составляющих триединство
образовательного процесса.
Однако до настоящего времени в системе дошкольных образовательных
учреждениях доминирует эпизодичность получения информации о достигнутых
результатах в воспитании и развитии детей, а также причин, оказывающих
влияние на эти результаты.
Не разработана система средств слежения за качеством образовательного
процесса с целью стимулирования творчества педагогов. Не учитывается
индивидуальность физического состояния ребенка, что является основным
фактором для качественного восприятия и полноценного развития ребенка.
Отсутствует единая форма отслеживания физического здоровья и достижений
ребенка, простая в ведении и для восприятия каждого педагога, что
немаловажно в организации образовательного процесса.
Сложившаяся ситуация требует изменения общих подходов к организации
воспитания и обучения детей в условиях ДОУ, поиска актуальных методов и
средств, способствующих повышению качества образовательного процесса.
В педагогической литературе определены средства обучения детей, но
отсутствует положение, что система непрерывного систематического,
научно-обоснованного слежения за ребенком и его кризисами могла бы быть
средством повышения качества образовательного процесса.
Длительное слежение за какими-либо объектами или явлениями
педагогической деятельности, система получения данных для принятия
стратегических и тактических решений в науке называется мониторингом.
Кроме того, мониторинг можно рассматривать как независимую экспертизу
состояния образовательного процесса, систему сбора, анализа,
представления информации и информационную базу управления.
В современных научных педагогических источниках рассматриваются различные виды мониторинга:
- психолого-педагогический (Г.А.Карпова);
- профессиональный (С.Н.Силина);
- мониторинг качества образования (В.А.Кальней, С.Е.Шишков);
- мониторинг как способ регулярного отслеживания качества усвоения знаний (А.М.Багиров, В.Г.Горб, Е.В.Зайка и др.).
А.С.Белкин выделяет в содержании понятие «Образовательный мониторинг».
Для того, чтобы система мониторинга в ДОУ соответствовала данному
определению, необходимо проделать большую аналитическую работу, в
результате которой определятся проблемные зоны, появится возможность
выстраивать, прогнозировать и формировать будущее.
При этом управленческую деятельность необходимо организовывать таким
образом, чтобы через рефлексию, углубленное изучение проблем, проведение
МО, семинаров, методических и педагогических советов можно было точно
представить состояние управляемой системы и складывающиеся тенденции.
Создаваемая структура управления должна четко определять
взаимодействие между собой всех участников УВП, с одной стороны, и
имеющиеся внутренние и внешние ресурсы – с другой.
В структуре управления ДОУ функцией мониторинга является обеспечение
обратной связи между управляющей и управляемой системами. Поэтому
мониторинг может осуществляться везде, где необходимо сравнение
фактического состояния какой-либо системы с намеченным. Отсюда вытекает
задача мониторинга – уменьшение разницы между фактическим состоянием и
желаемым.
Для обеспечения качественного мониторинга необходимыми условиями являются его стабильность, долгосрочность и надежность.
Мониторинг помогает отработать систему взаимодействия в
управленческой структуре детского сада, находить конкретные ситуации на
ПС или собрании трудового коллектива, совещании при заведующем ДОУ или
на заседании методического совета ДОУ. Часть вопросов может решаться
родительским комитетом ДОУ и профсоюзом учреждения.
Для обеспечения обоснованности принимаемых решений необходима
объективная картина состояния управляемой системы и изменений,
происходящих в ней. Это представляется возможным при условии организации
мониторинга качества образования.
Мониторинг качества образования, по одному из определений, трактуется
как систематическое наблюдение, оценка и прогноз состояния
образовательной системы ДОУ в плане соответствия стандартам (нормам).
Созданная «Циклограмма ежемесячного контроля» (приложение 1) определяет сроки мониторинга в той или иной области деятельности.
С целью фиксации достижений детей и отслеживания результатов их развития в детском саду необходимо организовать диагностику учебно-воспитательного процесса (УВП), в ней учитываются параметры развития детей от 1,5 до 7 лет:
- состояние физического здоровья (приложение 2);
- уровень знаний;
- личностный уровень (базисные характеристики личности; игровая деятельность);
- поведенческий уровень (культурно-гигиенические навыки, социальное развитие);
- уровень развития психических процессов (мышление, память, воображение).
В каждой группе заводится отдельная папка, где хранятся результаты динамики развития каждого ребенка за 5 лет.
Качество и эффективность УВП контролируется 2 раза в год: на начало
года диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и
корректировки содержания УВП; в конце – с целью сравнения полученного и
желаемого результатов. Возможна и промежуточная диагностика.
Результаты диагностики обсуждаются, на их основе разрабатывается медико-психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка.
Методическое обеспечение диагностики уровня выполнения программных
требований, сформированности социальных навыков осуществляют старшие
воспитатели ДОУ, а проводят диагностику воспитатели и узкие специалисты
ДОУ. Диагностику состояния психических процессов проводит психолог д/с,
физического здоровья – медицинский персонал ДОУ, уровень
сформированности культурно-гигиенических навыков – старшие воспитатели,
медики, воспитатели.
Основные методы диагностики в ДОУ – наблюдение, эксперимент, беседа и анализ продуктов деятельности.
Создание системы мониторинга позволила бы решить ряд основных задач
по улучшению качества образовательного процесса и проведению
целенаправленной аналитически-обоснованной работы по его
совершенствованию с учетом возможностей каждого субъекта
образовательного процесса.
Приложение 1. Циклограмма ежемесячного контроля.
Содержание контроля
|
Особенности осуществляемого контроля.
|
Числа месяца
|
1-7
|
8-15
|
16-23
|
24-31
|
Соблюдение законодательства РФ в области образования
|
Кроме соблюдения законодательства осуществлять контроль за изучение вновь изданных нормативных актов.
|
Просмотр занятия с целью его анализа по следующим критериям:
- правильность и обоснованность цели занятия;
- структура и организация;
- содержание;
- деятельность воспитанников;
- правильность отбора методов, приемов и средств обучения, их разнообразие;
- оценка санитарно-гигиенических условий.
|
Периодичность – не более 5 раз в год для каждого воспитателя (за исключением педагогов, находящихся на самоконтроле)
|
Сформирован-ность культурно-гигиенических навыков
|
|
Организация трудового воспитания
|
|
|
Соблюдение режима дня.
|
|
|
Создание условий для самостоя-тельной игровой деятельности детей
|
|
Состояние документации
|
|
Санитарное состояние группы.
|
Проверка осуществляется совместно с медиками.
|
Организация жизни группы
|
|
Организация и проведение экскурсий, прогулок, походов и т.д.
|
|
Особое внимание при проверке уделить социально-личностному взаимодействию детей.
|
Проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня.
|
Проверка направлена на выявление системы закаливания в группе.
|
|
|
|
Система работы с родителями.
|
|
Примечание: качество и эффективность УВП
контролируется 2 раза в год (сентябрь-октябрь, апрель-май) в
соответствии с принятой в ДОУ системой диагностики.
Приложение 2.
Паспорт здоровья и физического развития.
ФИО ___________________________________________________________
Дата рождения___________________________________________________
Группа__________________________________________________________
Адрес___________________________________________________________
Содержание
|
Динамика здоровья, физического развития и двигательных способностей.
|
Сентябрь
|
Май
|
1. Определение уровня привычной двигательной активности (высокая, средняя, низкая)
|
|
|
2. Психофизиологические характеристики (соответствуют или не соответствуют возрасту).
|
|
|
3. Физическое развитие.
Масса (кг)
Рост (см)
Окружность груди(см)
Осанка (норма или отклонения).
|
|
|
4. Уровень двигательных способностей.
Прыжок в длину с места (см)
Гибкость (см)
Прыжок в высоту с места (см)
Челночный бег (сек.)
Дальность броска мешочка с песком (вес) правой рукой (м)
-/-/- левой рукой (м)
Лазанье (м)
И т.д. (по программе)
|
|
|
5. Состояние здоровья.
Основной диагноз.
Хронические заболевания.
Заболевания в течение года.
Острота зрения.
Стоматологический статус.
|
|
|
6. Клиническое обследование.
ЭКГ
Анализ крови
Анализ мочи
|
|
|
Модель выпускника ДОУ.
Цель: обеспечить индивидуальную траекторию комплексного
развития каждого ребенка с учетом его психического и физического
состояния здоровья, сформировать психологическую готовность к школе,
развить восприятие, воображение, художественно-творческую деятельность.
Индивидуальные особенности развития
|
Физическое развитие
|
Развитие психических процессов.
|
Состояние физического здоровья:
- группа здоровья;
- перенесенные заболевания;
- период после болезни.
Творческие способности:
- музыка;
- рисование;
- художественный труд.
Коррекция:
- физических отклонений;
- речи;
- психических отклонений.
|
Ребенок:
- в совершенстве владеет своим телом, различными видами движений;
- имеет представление о своем физическом облике и здоровье;
- владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.
|
Интеллектуальное развитие.
Ребенок:
- способен к практическому и умственному экспериментированию,
обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому
планированию;
- группирует предметы на основе их общих признаков;
- проявляет осведомленность в разных сферах жизни.
|
|
Социальная зрелость.
Ребенок:
- понимает разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выражает свое отношение к ним;
- выбирает соответствующую линию поведения;
- умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника;
- учитывает желания других людей;
- способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками.
|
Личностные качества.
- эмоциональность
- креативность
- произвольность
- инициативность
- самостоятельность и ответсвенность
- самооценка
- свобода поведения.
|
|