Этот ассоциативный тест настолько правдив и популярен, что многие
психологи используют его как диагностический метод, а многие заводилы в
компании - как занятную игру.
Мы же предлагаем провести его как сказку-путешествие со своими детьми.
Можно одновременно играть и вдвоём, и всей семьёй. Младшие дети просто с
удовольствием поиграют в "воображалки". Взрослые и старшие дети (кому
12 лет и больше), узнав расшифровку каждой ассоциации, получат пищу для
размышления о себе и мире, а вы получите довольно-таки чёткий срез их
эмоционального состояния, причем как сознательного, так и
бессознательного.
Сначала пройдите этот тест сами, а потом, как-нибудь вечерком, сядьте
рядышком с ребёнком и предложите ему "путешествие". Пусть он закроет
глаза и представит, что вы идёте по лесу. Мягко и бережно задавайте
вопросы, не перебивайте, но следите за тем, чтобы ваши вопросы не
содержали "подсказки" и не навязывали ребёнку поведение (например, слово
"перейти" имеет меньшую эмоциональную окраску, чем слово "преодолеть";
"оказаться" - меньшую, чем "достичь", и т. д.). Слушайте всё, что он
хочет рассказать, и мотайте на ус. Будете читать ответы - тогда
размотаете.
Итак...
Представь/те себе...
Ты идёшь по лесу. Какой это лес? Какое время года? Солнечно ли, есть ли ветерок? Ты один или с кем-то? Что ты делаешь?
Ты выходишь на полянку и видишь родник. Ты к нему подойдешь? Будешь пить воду?
Вдруг на опушку выскакивает животное. Какое оно? Что оно делает? А ты что делаешь?
Ты идешь дальше, впереди - река. Какая? Как ты будешь перебираться на другой берег?
Ты
оказался на другой стороне - и видишь дом. Какой это дом? Хочется тебе
туда идти? Ты подходишь к дому, прямо к двери. Опиши дверь. На двери
табличка, как она выглядит? На ней написано твое имя - прочитай
"надпись".
Ты заходишь в дом. Оглядись вокруг и опиши, что
ты видишь. В какую комнату ты пойдешь сначала? Опиши ее. Какие еще
комнаты в доме? Ты пойдешь в подвал? Опиши подвал. Что там лежит или кто
там живет? Опиши чердак. А там кто или что? Что ты там делаешь?
Одна
из комнат в доме - совершенно белая. В ней нет ни окон, никаких выемок
на стенах. Когда ты попал туда, дверь закрылась. Что ты будешь делать?
Что ты чувствуешь?
Ты выходишь из дома с другой стороны и идешь по тропинке. Впереди тебя - забор. Как ты окажешься на той стороне?
Около дороги, по которой ты идешь, есть нора. Как ты поведёшь себя?
Наконец тропинка выводит тебя к морю. Над морем носятся чайки. Далеко они или близко? Как они себя ведут?
В море ты видишь корабль. Какой он? Как далеко он от берега? Ты будешь до него добираться?
Вот
и все, твоё путешествие счастливо закончилось. Ты возвращаешься домой
отдохнувшим, посвежевшим и радостным. Не спеша открывай глаза. Скажи,
тебе понравилось?
А вам? Обычно такое путешествие
освежает и обнадёживает. А ещё даёт ребёнку (да и взрослому) ощущение,
что кто-то очень сильный и добрый ведет его по жизни за ручку, помогает,
направляет и не даст пропасть ни в коем случае.
Расшифровка.
Давайте теперь присмотримся к расшифровке ассоциаций. В тесте даны
ключевые символы, которыми оперирует подсознание большинства людей.
Возможно, что-то лично вы или ваш ребёнок воспринимаете не так, как все,
но именно поэтому в тесте есть "дублирующие" ситуации и образы, чтобы
картина была более чёткой.
Итак, лес и прогулка по лесу символизируют то, как человек
воспринимает саму жизнь и своё движение по ней. Согласитесь, большая
разница - вышел ребёнок гулять или потерялся в лесу. Обратите внимание
на сам лес - насколько ребёнку там комфортно, светло, интересно. Точно
так же важно посмотреть на то, каким видит ребёнок дом издалека.
Светлым или тёмным, симпатичным или отталкивающим. Возможно, такой он
видит свою жизнь в семье. Обратите внимание, если какую-то деталь дома
человек выделяет особенно - крышу с дырками, открытую или запертую (даже
забитую деревяшками) входную дверь.
Родник - это восприятие всего нового, что приносит вам жизнь.
Если он видит захламлённый, забитый окурками родник, то скорее всего он
не привык ждать от жизни милостей.
Так же и животное - это то, как видит других людей ваш ребёнок.
Обратите внимание, это страшный медведь или пушистая белка, кто первым
идёт на контакт - он сам или детка ждёт, пока подойдут к нему? Или он
вообще маскируется, чтоб его не увидели? Тоже довольно показательно.
Река и стена - это символы препятствий. Как человек преодолевает
их в тесте, такими же он видит преграды в жизни. Есть люди, которые
вообще боятся войти в воду, есть те, кто крушит стену, есть и такие,
кому уже готовы и лодочка с гребцом, и лесенка с поддержкой. Обратите на
этот пункт внимание, если в нем появились крайности - "взорву на фиг"
или "повернусь и уйду".
То, на что в доме обращает внимание человек, - для него значимые
вещи. Кто-то сразу идет на кухню, для него там смысл и центр дома.
Кто-то сразу замечает детскую. Стоит обратить внимание, если при
описании какая-то комната не появляется вообще, это значит, что какую-то
сферу жизни или какого-то человека ребенок игнорирует бессознательно.
Например, комнату брата или зал, где обычно собирается вся семья. Может
быть, тут что-то не так - например, ребенку в этот период жизни нужно
уединиться и подумать, а не "тусоваться" со всеми. Кстати, обратите
внимание на общее описание дома - тесно, просторно, темно, пахнет чем-то
вкусным или наоборот.
Особое внимание стоит уделить чердаку и подвалу. Чердак - это все
знания, навыки и умения, которые мы приобретаем в процессе обучения в
школе или в университете, не важно. Хорошо, когда он представляется
аккуратным, когда все разложено по полочкам. Или там живут веселые коты
или добрые птицы. Но очень у многих он захламлен или запылен. А может
быть, ваш ребенок настолько переучился, что вообще не захочет туда идти.
Подвал - это все подсознательные или плохоосознаваемые
устремления, знания, желания и навыки, которые у человека есть. Если
человек охотно лезет в подвал и с удовольствием там находится - то,
скорее всего, его подсознательные страхи сильно его не тревожат. Если он
боится идти в подвал и видит его захламленным, грязным, опасным, то,
скорее всего, ребенка тревожат какие-то смутные страхи. Кстати, то же
самое касается норы. Если ребенок легко проходит мимо или лезет в
нору "покричать", посмотреть, кто оттуда вылезет, то, скорее всего,
скрытых страхов у него немного.
Белая комната, лишенная любых выступов, - это метафора смерти. Не
ожидали? Но подсознание мыслит так. Посмотрите, как ведет себя там
человек. Бьется в истерике? Смиряется? Плачет? Ждет помощи? Редко кто
чувствует себя хорошо в такой комнате, но тут стоит обратить внимание на
степень интенсивности переживаний. Чем эмоциональнее реакция, тем
болезненнее эта тема для ребенка сейчас.
Чайки у моря - это, как ни странно, родственники. Проверьте себя,
посмотрите, насколько навязчиво поведение птичек. Оцените "уровень
шума", который они создают. Похоже на правду?
Ну и наконец, корабль - это заветная мечта. Посмотрите, насколько
четко ребенок видит детали корабля, это покажет, насколько четко
ребенок представляет себе, чего он хочет. Если это пиратский корабль -
тоже ничего, романтика. А вот если это разбитый остов корабля,
посмотрите, какие разочарования сейчас гнетут юного человека. Еще одни
критерий - может ли он до корабля добраться. Не беда, если еще не может,
и видит вообще "Корабль с алыми парусами". У него еще много лет на то,
чтобы понять себя и мир вокруг. Плохо, если он говорит о корабле с
печалью или сразу описывает препятствия - нет лодки, чтобы добраться,
нет желания. Такое нередко бывает у подростков, но не пугайтесь, это
возрастное "видение мира", оно проходит, когда выросший человек начинает
лучше себя понимать.
Напомним еще раз, что ответы, которые вас обеспокоили, - еще не повод
записывать себя или ребенка в разряд "неблагополучных", это всего лишь
слепок нынешнего состояния сознания и подсознания. Но на какие-то
спорные моменты стоит обратить внимание и учитывать их в дальнейшем.