Для проведения определенной
педагогической работы с ребенком по общению необходимо определить его уровень
развития общения. Для этого нужно:
определить, по каким поводам
ребенок чаще всего обращается ко взрослому;
выявить, требует ли он оценки
своих действий;
выяснить, задает ли вопросы.
О задержке в развитии общения
могут свидетельствовать:
пассивное, безынициативное
поведение ребенка;
то, что ребенок не задает
вопросы;
отсутствие у него потребности
в общении;
то, что ребенок не любит слушать
сказки, играть самостоятельно и др.
Диагностика форм общения
ребенка со взрослым.
Для выявления формы общения
следует использовать различные виды взаимодействия в разных ситуациях,
моделирующих ту или иную форму общения.
Е. О. Смирнова предлагает:
для моделирования ситуации
делового общения проводить совместные игры;
для внеситуативно-личностного
общения заводить разговор по душам.
Нужно спросить ребенка, что
он хочет делать вместе с вами:
играть с игрушками
(предпочтение ситуации делового общения со взрослым);
читать новую книжку
(стремление к личностному общению);
просто поговорить о чем-либо.
Однако следует помнить, что
выбор ребенком той или иной формы общения не говорит о его неспособности к
другим видам общения.
Для более точного определения
предпочтительной формы общения рекомендуется провести все 3 вида взаимодействия
с каждым ребенком.
1. Начать с ситуации делового общения, то есть с совместной игры.
Играя с ребенком, обратить внимание на его способность играть вместе со взрослым:
умеет ли он ориентироваться
на партнера;
учитывает ли его интересы;
увлечен ли он совместной
деятельностью.
2. Затем выяснить возможности ребенка к внеситуативным контактам со взрослым. С этой целью проводится беседа по поводу прочитанной книжки, в которой есть новые для ребенка знания.
Беседа строится как обсуждение прочитанного. В ее ходе:
отмечается увлеченность
ребенка беседой;
выясняется, задает ли он
вопросы и какие;
обращается внимание на то,
рассказывает ли он о своих познаниях;
определяется, как долго ребенок
может разговаривать со взрослым, не меняя тему разговора.
Если ребенок стремится
закончить этот серьезный разговор и заняться более интересной игрой, то он еще
не владеет навыками общения со взрослым, его познавательные интересы еще не
развиты.
3. Для выяснения готовности ребенка к внеситуативно-личностному общению надо начать разговор о его отношениях с друзьями, с тем чтобы узнать:
кто из сверстников ему больше
нравится и почему;
с кем он чаще всего ссорится;
с кем хотел бы дружить.
Можно определить, есть ли у
него любимые сказки, кто из их героев обладает какими-либо положительными
(отрицательными) качествами, спросить о его отношении к тем или иным людям, об
их качествах и поступках.
Важно, чтобы взрослый не
только спрашивал, но и сам высказывал свое отношение к персонажам, рассказывал
о себе, о других людях.
Темы личностного общения
могут быть разными, но связанными с реальными событиями из жизни ребенка, с
его интересами, опытом общения с другими людьми. Здесь ребенок должен говорить
о том, что нельзя увидеть, потрогать, например о хороших и плохих качествах
человека. Именно это делает речевое общение самым сложным и трудным для
дошкольника. Такая способность очень важна при подготовке к школе.
При разговоре на личностные
темы нужно обратить внимание на то:
способен ли ребенок слушать
партнера, не перебивая его;
может ли он не отвлекаться на
посторонние действия.
* * *
Если же ребенок одинаково
активен во всех ситуациях и с удовольствием принимает все формы
взаимодействия, то он овладел всеми доступными для дошкольника формами общения.
Сопоставляя поведение ребенка в разных ситуациях, нужно иметь в виду следующие
показатели.
Выбор ситуации общения.
Активность ребенка в разных
ситуациях:
его разговорчивость;
способность проявлять
инициативу;
развивать тему общения.
Чувствительность к словам и
действиям партнера, способность слышать высказывания другого и адекватно
отвечать на них.
Общий интерес и настроение
ребенка:
его сосредоточенность на теме
общения;
раскованность;
эмоциональная комфортность.
5. Время, в течение которого ребенок может (хочет) общаться.
Эти показатели можно
оценивать по пятибалльной системе от 0 (полное отсутствие качества) до 5
баллов (сильно выраженное качество).
Занятия, направленные на
развитие общения дошкольника со взрослым.
Для развития общения ребенка
необходимы индивидуальные занятия. Успешность занятий по развитию общения
ребенка зависит:
от подготовленности
взрослого, его умений общаться и учить ребенка (взрослый может научить ребенка
тому, что он сам умеет);
от учета индивидуальных
особенностей ребенка, его знаний и навыков.
При обучении общению нужно
начинать занятие с того уровня общения, которого ребенок уже достиг, с того,
что ему интересно (что ему известно, что у него получается).
|