Ответьте на вопрос, как на ваш взгляд: «Воспитание
это наука или искусство?» Наверняка мнения
разошлись, одни утверждают, что воспитание это наука, другие, что искусство.
Кто же прав?
А правы и те и другие, на наш взгляд
здесь все дело в личном выборе и в результате поставленной цели.
Что такое наука? В
науке результат должен быть повторим, иначе это не наука.
Что такое искусство? В
искусстве результат должен быть неповторим, иначе это не искусство.
Вот и выбирайте.
А если хотите знать наше мнение, то мы
считаем, что воспитание - это искусство, а где искусство - там талант, там
сердце, интуиция, вдохновение, любовь и прочие ненаучные вещи.
Вот как убедительно С.П. Соловейчик
перевел на язык педагогических законов веселые строки А.С. Пушкина, который
написал Кн. П.П.Вяземскому Душа моя Павел,
Держись моих правил: Люби то-то, то-то, Не делай того-то. Кажись, это ясно.
Прощай, мой прекрасный. В шести строчках - все искусство воспитания!
1. «Душа моя Павел» - любите
ребенка, как душу свою, умейте выразить любовь в ласковом слове, в ласковой
интонации. Обращайтесь с ребенком, как с равным, как со взрослым. Невзначай
подчеркивайте, что он уже большой - Павел! Дети никогда не воспринимают себя
маленькими, они всегда «уже большие». И
как бы мы ни любили ребенка, будьте с ним немножко сдержаны, особенно с
мальчиками: «Душа моя», но «Павел».
2. «Держись
моих правил» - сначала обзаведитесь, пожалуйста,
своими правилами жизни, убеждениями, принципами - без них к ребенку лучше и не
подходите. Это должны быть свои правила, своею жизнью выработанные, чужие
правила детям внушить невозможно. Сколько неудач в воспитании из-за того, что
мы пытаемся вбить в детские головы правила, которых сами не придерживаемся!
Нет, «держись моих правил» - слово,
убедительное для ребенка своей честностью. И не назидание, а дружеское: «держись».
Совет, которым можно и не пользоваться.
В необязательном «держись» поучение,
необходимое ребенку, и свобода от поучения. Взрослый направляет, а действует
ребенок сам.
3. «Люби то-то, то-то...» - люби!
Все воспитание держится на одном этом слове: люби! Воспитание - это не запреты,
воспитывать -пробуждать способность любить. Где любовь, там и благодарность,
там волнение, там доверие, там все лучшие человеческие чувства - люби.
4. «Не делай того-то» - сказано
категорично и без объяснений. Отметим тонкость: «не
делай» -относится к автору, взрослому человеку,
это ведь из его правил; «не делай» -
это правило взрослого, а не особое детское правило для маленьких. «Не
делай» -закон взрослых, серьезных, честных
людей. Не запрещено, не осудят, не накажут, но не делаю - не в моих правилах. «Не
делай» и «люби»
- двух этих слов достаточно. Есть поле
человеческого поведения. Нижняя граница его твердая: «не
делай», а верхней границы нет, она бесконечна - «люби!».
5. «Кажись, это ясно» -
ребенку не надо внушать, что все наши установления и советы просты, понятны,
безусловны, ими весь мир живет. А ты маленький, умница, ты все понимаешь с
полуслова, ты не нуждаешься в длинных нотациях.
Пусть ребенок не понял взрослого - не
страшно. Вера в понятливость мальчика постепенно сделает его умнее: люди
удивительно быстро умнеют, когда их держат за умных. И с какой легкостью
говорит поэт с мальчиком о самых важных правилах жизни, с какой легкостью! «Кажись,
это ясно...» Он открывается перед мальчиком.
Он не просто подчеркивает равенство обращением «Павел»,
он, в самом деле, чувствует себя равным
с мальчиком. Не демонстрирует равенство, а искренне проявляет его тем, что
говорит с мальчиком всерьез, хоть и в шутливой форме, и говорит не заученное, а
только что самим открытое.
6. «Прощай, мой прекрасный» - прощай!
Взрослые и не должны слишком много заниматься детьми. Ребятам лучше быть в
компании сверстников, отдаваться играм и своим делам. Поиграли, поговорили,
объяснились в любви - и достаточно, беги к своим игрушкам, там твой мир. И
словно кольцо замыкается: «Прощай, мой
прекрасный». Внушайте ребенку, что он
прекрасен в глазах взрослого! Кто умеет от сердца сказать маленькому: «Мой
прекрасный» - тот счастлив в детях и у него
счастливые дети.
Между двумя этими обращениями, «душа
моя» и «мой
прекрасный», заключено все искусство воспитания
детей.
|