Плановые физкультурные занятия проводятся 2 раза в
неделю в соответствии с Программой воспитания в детском саду. Помимо
общеразвивающей (физическая подготовленность) и специальной
воспитательной (выработка волевых качеств) направленности, каждое такое
занятие должно стать ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ. С этой целью используют:
• максимально облегченную форму одежды: открытая майка, трусики и на первых этапах (1–2 мес.) тонкие носочки, а затем – хождение босиком на протяжении всего занятия.
• Оптимальный температурный режим в зале. Перед
занятием физкультурный зал должен быть обязательно проветрен.
Температура устанавливается по шкале эквивалентно-эффективных температур
(°ЭЭТ), характеризующей тепловое ощущение легко одетого человека при
различных сочетаниях ведущих метеофакторов (температуры, влажности и
подвижности воздуха).
Разработка шкалы °ЭЭТ основана
на массовых исследованиях тепловых ощущений в тепловых камерах, в
которых имелась возможность создавать микроклиматические условия за счет
активной комбинации температуры, влажности и подвижности воздуха. Легко
одетый человек в состоянии покоя помещался в тепловую камеру и отмечал
свои тепловые ощущения («комфортно», «прохладно», «холодно», «душно»,
«жарко» и пр.) в зависимости от заданных комбинаций метеофакторов. В
результате массовых обследований удалось выделить интервалы
эквивалентно-эффективных температур (°ЭЭТ), в пределах которых все
испытуемые или 50 % из них чувствовали себя комфортно. В первом случае
этот интервал был назван «линией комфорта», во втором – «зоной
комфорта».
Тепловые условия, эквивалентные каждому градусу ЭЭТ,
могут создаваться при различных сопутствующих вариациях влажности и
подвижности воздуха, что и легло в основу построения шкалы °ЭЭТ (табл. 1). Например, одинаковые тепловые ощущения человек будет испытывать при следующих сочетаниях метеофакторов:
17,7°, 100 % влажности и 0 м/с подвижности воздуха;
22,4°, 70 % влажности и 0,5 м/с подвижности воздуха;
25,0°, 20 % влажности и 2,5 м/с подвижности воздуха.
Принято одно и то же тепловое ощущение при различных
метеорологических условиях выражать градусами температуры неподвижного
воздуха при 100 % относительной влажности, при которой получается тоже
самое тепловое ощущение. В приведенном примере эффективная температура
равна 17,7 °ЭЭТ.
«Зоной комфорта» для легко одетых людей в
состоянии покоя является интервал от 16,7 до 20,6 °ЭЭТ, а линией
комфорта – 19,1-19,7 °ЭЭТ (при активной игровой деятельности температуру зоны комфорта понижают примерно на 2 °ЭЭТ).
Учитывая что в закрытых помещениях Северо-Западного
региона относительная влажность воздуха остается в пределах 40–60 %, то
нормирование °ЭЭТ сводится к сочетанию температуры и подвижности
воздуха. Подвижность воздуха в пределах 0–0,3 м/с человеком не
ощущается, выше 0,3 м/с уже ощущается как слабый сквозняк, выше 0,7 м/с –
сильный сквозняк. Искусственный «сквозняк» возможен при организации во
время занятия воздушного душа от вентиляторов. В других случаях это
практически неподвижный воздух и уровень °ЭЭТ в этих условиях определяется лишь температурой воздуха в помещении (табл. 12).
Граница «зоны комфорта» при проведении физкультурных занятий или
оздоровительно-игрового часа в условиях неподвижного воздуха и 40–60 %
влажности воздуха лежит в пределах 18–20°, при воздушном душе
температурная граница повышается до 20–23° в зависимости от его режима.
Таблица 1
Шкала эквивалентно-эффективных температур (°ЭЭТ) при относительной влажности воздуха 40–60 %При
нормировании параметров микроклимата обычно идет речь о нижних границах
их значений, несоблюдение которых грозит ребенку переохлаждением.
Однако при подвижном характере занятия важно нормирование и верхних
(допустимых) границ параметров микроклимата, так как проведение
физкультурного занятия в этих условиях способствует перегреванию
детского организма. Поэтому при физкультурных занятиях верхним пределом
теплоощущения должна быть температура не выше 19 °ЭЭТ, соответствующая
при стандартных значениях подвижности и влажности воздуха температуре
21°, а при воздушном душе – 23°.
При проведении физкультурных занятий без воздушного душа в
условиях хорошего отопления помещения, исходную температуру воздуха
можно постепенно снижать до 15–16° (13,0-14,7 °ЭЭТ), если отопление
обеспечивает ее возврат к оптимальному значению (20–21°) за время
занятия. В этом случае сам температурный режим превращается в
закаливающую процедуру – контрастную воздушную ванну («пульсирующий
микроклимат»). Реагируя на смену температуры, физиологические механизмы
терморегуляции постоянно находятся в напряжении, благодаря чему все
время совершенствуются. В результате повышается устойчивость как к
воздействию холодом, так и к перепадам температур. Именно последние чаще
всего становятся причиной ослабления защитных сил организма.
• Воздушный душ при проведении эстафет, подвижных
игр от настольных, напольных или потолочных вентиляторов для выработки
устойчивости к сквознякам. Их используют только для детей дошкольного
возраста. Воздушный душ для закаливания ничего общего не имеет со
сквозняками, которые понижают температуру воздуха в помещении, а
воздушный душ – это воздух температуры комнаты.
При воздушном душе дети не должны находиться под
постоянным воздействием воздушной струи. В рабочем режиме вентиляторы
используют на протяжении всего занятия, в стационарном – при активном
передвижении детей, периодически попадающих в зону воздушной струи.
Потолочные вентиляторы обязательно используются с регуляторами
скоростей, так как скорость воздушной струи должна изменяться в
зависимости от температуры воздуха в помещении, где проводится занятие.
Чем выше температура воздуха, тем выше и скорость воздушной струи.
• Групповые ингаляции из отваров трав, талой воды
и других биологически активных веществ (БАВ) во время занятия.
Групповые ингаляции являются больше профилактическими, нежели лечебными
процедурами. Их главное преимущество – одновременный охват процедурой
всех детей, что дает выигрыш в затратах. Некоторое снижение их
эффективности по сравнению с индивидуальными ингаляциями нивелируется
активным режимом занятия. При этом физические нагрузки вызывают у детей
увеличение объема дыхания и вдыхание на этом фоне БАВ и лекарственных
препаратов даже в меньшей концентрации, нежели при индивидуальных
ингаляциях, становится весьма эффективным.
Для проведения групповых ингаляций предпочтительны
групповые ингаляторы типа ГЭК, выпускаемые отечественной
промышленностью, еще лучше – венгерские групповые ингаляторы УЗИ, но у
всех имеется один существенный недостаток – они работают в стационарном
режиме и требуют выделения отдельного помещения.
В условиях ДОУ можно использовать бытовые увлажнители
воздуха типа «Ион», «Уют» и др., которые устанавливаются в середине
комнаты на высоте 1–1,5 м от пола, создавая хорошее «облако» в зоне
дыхания. Групповые ингаляции используют в лечебно-профилактических целях
различные настои и отвары лечебных трав, водные растворы биологически
активных веществ (талую и дегазированную воды и др.). Кроме того,
диспергирование жидкости приводит к образованию в бытовых увлажнителях
легких (отрицательных) гидроаэроионов (баллоэлектрический эффект), что
повышает лечебно-профилактическую эффективность ингаляций.
Для проведения групповых ингаляций рекомендуются следующие прописи и рецептуры распыляемых растворов:
– талая вода. Для получения свежеталой воды для
ингаляций обычную водопроводную воду набирают в полиэтиленовые мешки или
пластмассовые сосуды (фляжки), замораживают в камере холодильника, а
затем размораживают при комнатной температуре (с вечера замораживают, с
утра размораживают, чтобы использовать ее для ингаляций во время
дневного сна или оздоровительно-игрового часа). Свежеразмороженной водой
заправляют бытовой увлажнитель воздуха и распыляют ее в помещении;
– дегазированная вода. Дегазацию воды, т. е.
освобождение ее от растворенных в ней газов, производят кипячением.
Затем воду остужают в закрытом сосуде и заправляют ею бытовой
увлажнитель воздуха;
– отвар листьев эвкалипта – 10 г на 200 мл воды;
– отвар коры дуба – 20 г на 200 мл воды;
– настой травы тысячелистника – 15 г на 200 мл воды;
– настой листьев подорожника – 10 г на 200 мл воды;
– настой календулы – 1 чайная ложка на 200 мл воды;
– сбор: настой цветов ромашки (10 мл) + отвар
листьев эвкалипта (10 мл) + отвар коры дуба (10 мл) + настой травы
тысячелистника (15 мл) на 200 мл воды;
кислородные коктейли, раздача которых происходит после физкультурных занятий. Они вырабатываются с помощью аппарата «Здоровье» (АЗ-1).
Хождение босикомХодьба босиком тренирует сосуды кожи стоп, рефлекторно улучшает деятельность сосудов верхних дыхательных путей. Необходимо
приучать детей регулярно ходить босиком дома, в летнее время – по
грунту (траве, гравию, песку). Начинать приучать детей к хождению
босиком лучше в летнее время, в жаркие солнечные дни, постепенно
увеличивая как время прогулок босиком (с 2–3 мин до 15–20 и более), так и
чередующее воздействие горячей (сухой) и холодной (трава, мокрый песок)
поверхности на стопы. Минимальная температура воздуха на улице, при
которой детям разрешается ходить босиком, 20–22°.
Можно приучать детей ходить босиком и в переходные к
зиме периоды в помещении при температуре пола не менее 18°. Вначале это
должны быть кратковременные воздействия щадящего типа (пройти из
групповой в спальню и назад; сначала по ковровой дорожке, а потом и по
полу; проводить физкультурное занятие сначала в носочках, а затем и
босиком и т. д.). К 5 годам дети должны быть обучены хождению босиком
настолько, чтобы утренняя гимнастика, физкультурные занятия и
оздоровительно-игровой час в зале и групповой проводились только
босиком.
Надо следить в это время за температурой ног детей,
подающих своим поведением признаки их охлаждения, периодически проверяя
ноги на ощупь. В этом случае хождение босиком следует немедленно
прекратить, провести интенсивное сухое растирание стоп, одеть носочки и
продолжить занятие. Если переохлаждение принимает массовый характер –
это свидетельство неблагоприятного температурного режима.
Некоторые родители боятся эпидермофитии (грибкового
заболевания кожи ног). Эти опасения безосновательны, так как грибок
проявляет активность при определенных условиях – повышенной влажности,
тепле и потливости. |