Адаптация – общее, универсальное свойство приспособления
всего живого к окружающей среде. Адаптационные возможности организма –
это тот запас здоровья, который он может расходовать на выполнение своих
социально-биологических функций.
Все состояния, предшествующие срыву адаптации, т. е.
собственно болезни, объединяются под термином «донозологические и
преморбидные состояния». Они характеризуются разной степенью напряжения
регуляторных систем организма.
Единственная общепринятая в настоящее время
классификация уровня здоровья детей и подростков была предложена еще в
70-× годах прошлого века С.М. Громбахом. Однако она основана на
клинических критериях НЕздоровья, выявляемых при медицинских осмотрах
детей. Из поля зрения медработника выпадают дети с ранними признаками
перехода от здоровья к болезни и факторами риска развития этих
изменений, когда имеются лишь напряжение регуляторных систем и обратимые
функциональные изменения (напряжение адаптации). Эти дети по
классификации С.М. Громбаха, относятся к I–II группам здоровья.
Если же считать главным критерием нездоровья снижение
неспецифической резистентности (сопротивляемости) организма
заболеваниям, то многочисленные физические и функциональные отклонения,
не имеющие к ней отношения – нарушения зрения, речи, слуха, осанки,
свода стопы и пр., – необоснованно завышают показатели неблагополучия в
состоянии детского здоровья.
По этой причине данную классификацию критиковали многие
известные отечественные ученые (В.Ю. Альбицкий, Л.Т. Антонова, Г.Н.
Сердюковская, P.M. Баевский, А.П. Берсенева и др.). Хотя определенные
недоработки были и у этих авторов, но их предложения были шагом вперед в
теоретической разработке проблемы здоровья детей и подростков.
Нами предложена классификация групп здоровья детей и подростков, включающая три класса функциональных состояний организма: здоровые (удовлетворительная адаптация), группа риска (напряжение адаптации) и больные. Для определения используются четыре критерия оценки здоровья:
Резистентность – предполагает оценку
неспецифической устойчивости организма к воздействию неблагоприятных
факторов окружающей среды микробной и немикробной этиологии. О степени
резистентности можно судить по числу простудных заболеваний,
перенесенных ребенком в течение года, предшествовавшего медицинскому
осмотру.
Функциональное состояние основных органов и систем – отражает
функциональные возможности основных систем жизнеобеспечения организма
(сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и др.). Определение
функционального состояния организма предполагает оценку реакции
сердечно-сосудистой и дыхательной системы на определенные функциональные
нагрузочные пробы.
Таблица 1
Дифференциальная диагностика состояний организма ребенка по группам здоровья(рекомендации автора пособия)Степень и гармоничность физического развития – предполагает оценку состояния физического развития в сравнении со стандартом, и периодически – хода процесса физического развития путем сопоставления биологического и паспортного возраста ребенка.
Степень напряжения адаптации – выражается в оценке первых трех критериев и является основой выделения трёх групп здоровья.
I группа – [здоровые] – дети с достаточными функциональными возможностями организма (незначительное напряжение адаптации);
II группа – [группа риска] – дети с различной степенью напряжения адаптации:
– подгруппа II А отражает значительное напряжение регуляторных
систем, при сохранении устойчивости основных жизненно важных систем
организма (донозологические состояния с благоприятным прогнозом,
хроническая патология в компенсированном состоянии);
– подгруппа II Б отражает выраженное напряжение регуляторных
систем и снижение функциональных возможностей организма, но еще носящее
компенсаторный характер (преморбидные состояния с неблагоприятным
прогнозом, хроническая патология в субкомпенсированном состоянии);
III группа – [больные] – дети с резким снижением
функциональных возможностей организма в связи с нарушением механизмов
компенсации (срыв адаптации при острых заболеваниях, хроническая
патология в декомпенсированном состоянии).
Соотношение выявляемых в организме ребенка изменений в зависимости от группы здоровья отражено в табл. 1.
Дети I группы здоровья должны наблюдаться в
обычные сроки, установленные для профилактических медицинских осмотров
здоровых детей. Они принимают плановые и экстренные оздоровительные
воздействия наряду с другими детьми.
Дети II А группы здоровья – это дети группы
наблюдения медицинским работником детского учреждения. Он контролирует
выполнение ребенком данных ему при медосмотре рекомендаций по
оздоровлению. Периодичность наблюдения устанавливается врачом
индивидуально для каждого, в зависимости от выраженности функциональных
отклонений и степени резистентности.
Дети II Б группы здоровья – это дети группы
наблюдения дошкольным врачом и постоянного контроля медработником ДОУ,
которые проводят активную санацию этих детей как на базе ДОУ, так и в
поликлинике.
Дети III группы (больные), как правило, не посещают ДОУ и подлежат лечению в амбулаторных или стационарных условиях.
В предлагаемой классификации здоровья главным объектом
внимания становится здоровый ребенок группы риска, включая и детей с той
или иной хронической патологией. Это не парадокс. Согласно теории
адаптации, носитель хронической патологии – это еще практически здоровый
человек. Лишь срыв адаптации (дизадоптация) является прямым показателем нездоровья (болезни) , когда ребенку становится необходим лечащий врач. |