Медицинское обслуживание детей в детских дошкольных
учреждениях – компетенция медицинского персонала и врачей базовых
детских поликлиник. Оно также подконтрольно органам санитарного надзора и
народного образования. Средства и методы решения проблем медицинского
обеспечения детей в дошкольных образовательных учреждениях разнообразны,
динамичны во времени и изменчивы. Разрабатываются они различными
ведомствами и отдельными специалистами. Подходы к одной и той же
проблеме часто трактуются с прямо противоположных позиций. Эффективность
избранного медико-профилактического воздействия на детей проявляется в
конечном результате – состоянии их здоровья.
Что включает в себя это понятие, наиболее четко отражено в следующем определении. Здоровье – это способность противостоять воздействиям инфекции, физических, химических и психических факторов окружающей среды.
Современное определение здоровья ребенка содержит пять признаков:
• адаптируемость – приспособляемость к окружающей среде;
• равновесие – способность организма функционировать во внешней среде, сохраняя гомеостаз (постоянство внутренней среды);
• благополучие – состояние душевного и физического покоя, вызванное благоприятным протеканием всех жизненных процессов ребенка;
• гармоничность – уравновешенность всех функций, обеспечивающих наиболее успешное протекание роста и развития организма;
• способность функционировать – главная
составляющая практического понимания здоровья, отражающая степень
согласованности всех вышеперечисленных признаков, обеспечивающих высокий
уровень биологической и социальной активности и трудоспособности
человека.
На основе этих признаков здоровье можно рассматривать как способность организма выполнять биологические и социальные функции, как
свойство, присущее любому состоянию организма – от оптимального
«благополучного» до экстремального (болезнь). Сегодня уже признано, что
рассматривать здоровье через его противоположность – болезнь,
некорректно, так как ее наличие или отсутствие свидетельствует лишь об
утрате или не утрате части здоровья.
Физическое состояние человека подразумевает степень его готовности выполнять различные нагрузки в данный отрезок времени, зависящую от уровня физических (двигательных) качеств,
особенностей физического развития, функциональных возможностей
отдельных систем организма, наличия или отсутствия заболеваний и травм.
Таким образом, физическое состояние человека зависит от:
• уровня развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости);
• морфологических и функциональных особенностей
физического развития, соответствия или несоответствия биологического
возраста календарному;
• функциональных показателей отдельных систем организма,
характеризующих физическую работоспособность организма; их резервных
возможностей;
• состояния здоровья, определяемого уровнем неспецифической резистентности иммунной защиты.
Каждый из этих элементов может позитивно или негативно влиять на здоровье.
Гармоничное взаимоотношение ребенка с окружающей средой
формирует гармонично развитого, здорового ребенка, способного выполнять
свои общественные функции.
До сих пор нет точного объяснения, что входит в понятие
«здоровый ребенок». Это связано с широтой индивидуальных колебаний
важнейших показателей жизнедеятельности организма, а также с
многообразием факторов, влияющих на здоровье человека. Не установлена
окончательно и соподчиненность факторов, определяющих здоровье ребенка.
Что же влияет на здоровье и физическое состояние
воспитанников детских дошкольных учреждений? В качестве ведущих можно
выделить следующие факторы:
• среда обитания, в том числе психологический
микроклимат в детском дошкольном учреждении и дома. В понятие «среда
обитания» вкладываются жилищно-бытовые условия, пребывание в ДОУ
(площадь на одного ребенка, набор помещений, коммунальные условия, тип
застройки, степень озеленения участка и т. д.), квалификация
обслуживающего персонала, определяющая морально-психологический климат в
коллективе, влияние антропогенных факторов (загрязнение окружающей
среды и т. д.);
• питание в детском дошкольном учреждении, которое
покрывает 90 % суточной потребности ребенка в еде, определяется
полноценностью, сбалансированностью суточного рациона, правильным
распределением пищи в течение дня, обеспечивающим наиболее полное ее
потребление и усвоение;
• двигательный режим, с которым связаны
гиподинамия и гипокинезия, имеющие место в детских дошкольных
учреждениях, либо вследствие пребывания большого количества детей в
замкнутых помещениях, либо в результате малоподвижного образа жизни
(нарушение режима дня: искусственное ограничение подвижности, отсутствие
организованных игровых прогулок и т. д.), что приводит к развитию в
организме детей функциональных и морфологических изменений
(разновидность явления дизадаптации: атрофия от бездействия).
Специфические ее проявления – уменьшение энергообмена и потребности в
пище, отрицательный азотистый баланс, перестройка жирового обмена с
тенденцией к увеличению доли жирового компонента в массе тела,
деминерализация костной ткани. В результате изменяется общая способность
организма реагировать на воздействие извне, снижается его
сопротивляемость заболеваниям, развивается астения, падает физическая
работоспособность и устойчивость к стрессовым воздействиям;
• специфический иммунитет ребенка, формирующийся в
результате плановой иммунопрофилактической работы в детском дошкольном
учреждении. Иммунопрофилактика является единственным средством
предупреждения массовых инфекций, передающихся воздушно-капельным путем.
Особенно важна иммунопрофилактика в предупреждении таких заболеваний,
как туберкулез, дифтерия, коклюш, скарлатина, полиомиелит;
• уровень неспецифической резистентности (сопротивляемости заболеваниям) организма ребенка.
К нему относятся нарушения обмена веществ, дефицит по отдельным
питательным веществам (белкам, витаминам, микроэлементам), избыточное
питание, гиподинамия и гипокинезия, нарушения нормального течения
психических и физиологических процессов. При этом особое значение имеет
закаливание;
• уровень санитарной культуры детей, родителей и обслуживающего персонала детского
дошкольного учреждения, который определяет стереотип «здорового»
поведения в быту и в детском учреждении. Санитарная грамотность –
составная часть санитарной культуры, хотя на практике широко
распространен вариант поведения – «знать, но не делать». Санитарная
культура предполагает наличие обеих составляющих – «знать и делать».
Формирование санитарной культуры детей состоит в их повседневном
гигиеническом воспитании, родителей – в целенаправленной
санитарно-просветительной работе, обслуживающего персонала – в повышении
уровня санитарной грамотности и совершенствовании контроля за
выполнением санитарно-гигиенических, эстетических и этических норм и
правил;
• уровень медицинского обслуживания детей в
детском дошкольном учреждении зависит от качества специальной подготовки
медицинского персонала. К сожалению, в настоящее время подготовка
медработников для ДОУ оставляет желать лучшего. Единственным критерием,
отражающим профессиональную компетентность и врача, и среднего
медицинского работника детского учреждения, является стаж работы.
На сегодня при всем многообразии публикаций по вопросам организации медицинского обслуживания детей в ДОУ нет единой комплексной системы по
этому вопросу. А она должна быть стержнем всей работы медперсонала,
педагогического и младшего обслуживающего персонала детских учреждений
для достижения конечной цели – высоких показателей физического развития и
здоровья детей. Залогом успеха медицинского обслуживания детей в
дошкольных образовательных учреждениях является эффективное
информационное обеспечение. В этом вопросе сегодня ощущается
«информационный голод». В этих условиях важное значение приобретают
региональные методические материалы по различным вопросам деятельности
детских дошкольных учреждений.
Эффективность медицинского обслуживания детей в ДОУ
зависит также от медицинской оснащенности и медицинского снабжения
медпунктов детских учреждений, а их в настоящее время явно не достает;
биологические (наследственные) факторы как
степень риска нарушения здоровья детей связаны, главным образом, с
вредными привычками матери и отца, инфекционными заболеваниями,
перенесенными матерью во время беременности, недоношенностью, асфиксией в
родах и т. д. Они в значительной степени влияют на процессы
жизнедеятельности детского организма, повышают возможность развития
патологии. Такие дети «группы риска» требуют повышенного внимания к себе
со стороны медработников ДОУ, разработки индивидуальных оздоровительных
мероприятий. В полном объеме индивидуальная оздоровительная и
профилактическая работа в отношении всего контингента детей практически
невозможна. Поэтому вся система оздоровительной и профилактической
работы в ДОУ разрабатывается в расчете на среднестатистического ребенка.
Таким образом, окружающая среда, воздействующая на ребенка в условиях
детского дошкольного учреждения, определяет уровень его здоровья.
Большой диапазон колебаний функционального состояния органов и систем,
поддерживающих жизнеспособность организма в пределах нормы, получил
название адаптации. Основой здоровья, отражающего физиологическое
состояние организма в окружающей среде, является степень его адаптации к
этой среде. Взаимосвязь понятий «здоровье-болезнь» определяет «болезнь»
как состояние дизадаптации, проявляющееся в различных формах.
Общий дисбаланс организма с окружающей средой
проявляется в отклонении от нормы физического развития. Не случайно
физическое развитие в статистике здоровья относится к прямым показателям здоровья.
Болезнь – это форма частного дисбаланса организма с
окружающей средой, выявляющаяся по принципу «где тонко, там и рвется». В
статистике заболеваемость во всех ее формах относится к косвенным показателям здоровья.
Выраженное отклонение в физическом развитии и особенно
возникшее заболевание представляют собой крайние формы дизадаптации
организма, в которых медицинское вмешательство носит уже не
профилактический, а лечебный или оздоровительный характер. Оздоровительные программы включают
в себя комплекс мер, направленных на предупреждение обострения и
тяжести течения заболеваний у детей или донозологических состояний с
высоким риском развития. Реализация этих программ осуществляется, главным образом, среди детей диспансерной группы и часто болеющих детей.
Профилактические программы направлены не на предупреждение конкретных заболеваний, а на снижение вероятности их развития (дети в период адаптации к ДОУ, в восстановительном периоде после перенесенных заболеваний и т. д.).
Такое уточнение изложенных, на первый взгляд
общеизвестных, понятий необходимо для обоснования правильного
методического подхода к разработке профилактических и оздоровительных
программ в детских организованных коллективах.
При формировании здоровья детей в детских дошкольных учреждениях ведущую роль играет диагностика донозологических (предболезненных) состояний у детей, таких,
которые уже не могут быть оценены как норма и в то же время еще не
являются заболеванием. Активное профилактическое вмешательство именно на
этой стадии состояния организма дает наибольший эффект при наименьших
материальных затратах.
Разработка комплексной системы медицинского обслуживания
в детских дошкольных учреждениях – цель этого пособия. Систематизация
накопленного опыта и знаний помогла разработать такую систему
теоретических и практических положений, когда с одной стороны,
определена деятельность медицинского и педагогического персонала детских
дошкольных учреждений, а с другой – не подавляется личная инициатива
работников.
Предлагаемая комплексная система медицинского обслуживания детей в детских дошкольных учреждениях включает в себя:
• организацию и проверку состояния здоровья детей в динамике;
• разработку плановой профилактической и оздоровительной работы с детьми;
• режим питания детей в ДОУ;
• введение в режим дня обязательного ежедневного оздоровительно-игрового часа;
• совершенствование системы закаливания детей;
• повышение квалификации средних медицинских работников дошкольных образовательных учреждений.
Наибольший объем профилактической работы ложится
на плечи педагогического и младшего обслуживающего персонала ДОУ, а
медицинские работники выступают в роли методистов, планирующих,
обучающих и контролирующих проведение этой работы. К сожалению,
это не всегда адекватно воспринимается воспитателями и их помощниками,
которые часто отказываются выполнять некоторые оздоровительные
мероприятия (раздача детям поливитаминов, индукторов кальция,
элеутерококка, проведение точечного массажа, отдельных закаливающих
процедур и т. д.).
Конечный результат позволяет мобилизовать весь коллектив
учреждения на борьбу за здоровье детей. От показателя заболеваемости и
посещаемости детей должно зависеть и материальное поощрение работников
ДОУ. |