Задачи:
• актуализировать и обогащать представления родителей
о домашних обязанностях мальчиков;
• согласовать действия дошкольного учреждения и семьи
по воспитанию у мальчиков трудовых качеств.
Вопросы для обсуждения.
1. Должны ли быть у ребенка домашние обязанности?
Какие? (Анализ анкетирования родителей).
2. "Мужские" и "женские"
обязанности.
3. Домашние обязанности мальчика.
4. Нужно ли приучать мальчика к "женским"
обязанностям?
Методика и формы организации. Урок проводится в форме
анкетирования (анкета 4 из Приложения 3), обсуждения педагогических ситуаций,
беседы, круглого стола по обмену опытом.
До проведения "урока" воспитатель проводит с
родителями анкету "Должны ли быть у ребенка домашние обязанности?". В
начале данного "урока" воспитатель подводит итог анкетированию
родителей необходимости домашних обязанностей для дочерей. На доске можно
записать основные домашние обязанности, по мнению родителей, мальчиков.
Воспитатель беседует с родителями о том, какие, по их
мнению, обязанности относятся к "мужским", а какие к
"женским".
Далее воспитатель организует обсуждение с родителями
педагогических ситуаций. С подобными ситуациями мог столкнуться любой педагог
или родитель, воспитывая мальчика. Затем организуется круглый стол по обмену
опытом родителями по трудовому воспитанию мальчика в семье и способах
"поощрения" и "наказания" за выполнение или невыполнение
домашних обязанностей.
Педагогические ситуации.
№ 1. Когда шестилетний Игорь выполняет особенно
"трудное" поручение, то удовлетворенно отвечает:
- Мы с папой все можем, мы сильные!
Отец, в свою очередь, не забывает поощрять хорошие
поступки сына:
- Это правильно,- говорит он в таких случаях.- Если мы
хотим, чтобы наша мама была веселая, молодая и красивая, значит, ей надо
помогать, иначе она устанет и не станет кормить нас вкусными обедами, не будет
гладить нам с тобой рубашки, не сможет следить за порядком в квартире; что ж
это за жизнь наступит!
Сын доверчиво смотрит на папу и, невзирая на его шутливый
тон, вздыхает.
Мама при случае обязательно подчеркнет:
- Как бы я справилась без помощи мужчин!
• В чем вы видите роль отца и матери в формировании у
сына уважения старшим, мужского достоинства в приведенном примере?
• Как это проявляется у мальчика по отношению ко всем
членам семьи?
• Считаете ли вы необходимым уже в дошкольные годы
формировать в сыне черты мужественности?
• В чем, по вашему мнению, роль отца в решении этой
проблемы?
№ 2. Шестилетний Виталик, увидав вечером в вестибюле
детского сада маму, не забывает ее спросить:
- Ну как, сегодня нога не болит? (У мамы был перелом
ноги.) Предлагает ей присесть, пока он одевается, а затем берет из ее рук
сверток.
- Помогу нести, а то тебе тяжело. Мать одобряет его:
- Ты внимательный, заботливый сын, я горжусь тобой.
• Какие качества будущего мужчины проявились в детском
поступке?
• Права ли мать, поощряя сына за его поступок? Что она
этим достигает?
• Как в аналогичных случаях поступает ваш ребенок?
Внимателен ли он к старшим членам семьи? Какие примеры доказывают, что он внимателен
к ним, к окружающим людям?
№ 3. В вагон метро вошел молодой папа с сыном.
Мальчику на вид не больше шести. Они сели на свободные места для пассажиров с
детьми, и па
па, положив руку на спину мальчика, тут же задремал.
По примеру отца и сын тоже зажмурил глаза. Однако из-под щелочек ресниц
продолжал наблюдать за дорожными событиями... Вот на ближайшей остановке вошла
женщина и остановилась рядом. Мальчуган попытался освободиться из-под папиной
руки, чтобы встать. Но папина рука властно прижала сына к сиденью.
- Сиди! - приказал он, не открывая глаз.
- Так я, чтобы уступить...
- А я сказал - сиди! - повторил отец.
Мальчик покорно осел и, посмотрев в бесстрастно
дремлющее лицо папы, громко сказал:
- А в детском саду Майя Петровна говорит, чтобы
мальчики...
- Ты помолчать можешь?! - прерывает его отец.
А вот и остановка, которая заставила молодого папу и
сына подняться... Направляясь к выходу, папа наклонился к сыну и хохотнул:
- У нас женщины имеют одинаковые права с мужчинами.
Так-то вот!
• Объясните реакцию мальчика. Чье, по вашему мнению,
влияние сказалось на его поведении?
• Проанализируйте поведение отца, его пример и его
наставления сыну с позиции воспитания сына как будущего мужчины. Считаете ли
вы, что отец прививает сыну культуру поведения и черты, присущие мужчине? Как
бы вы поступили в аналогичном случае?
• Присмотритесь к своему ребенку. Как он ведет себя в
общественных местах? Приведите примеры, свидетельствующие о том, что ваш сын
или дочь обладают элементарными навыками культуры поведения. |