Цель: актуализировать практический опыт педагогов и
направить его на поиск методов и приемов воспитания и обучения мальчиков и
девочек старшего дошкольного возраста с учетом их психофизиологических особенностей.
Подготовка к занятию: педагогам дается задание
записать на листы бумаги приемы своей работы с мальчиками и девочками.
Методика проведения. Педагогов делят на мини-группы, и
каждой из них предлагается педагогическая ситуация. Цель - поиск наиболее эффективных
методов и приемов воспитания и обучения мальчиков и девочек старшего
дошкольного возраста с учетом их психофизиологических особенностей. Возможен
подбор педагогических ситуаций для "проигрывания" и последующего
обсуждения педагогов заместителем заведующей по УВР по своему усмотрению в
зависимости от их актуальности для данного ДОУ. Педагогические ситуации
распределяются между участниками способом лотереи "Вытяни билетик".
После небольшой подготовки игроки каждой мини-группы по очереди изображают свою
педагогическую ситуацию, а затем члены другой группы оппонируют, предлагают
еще какие-либо пути решения.
Итог. Обогащение педагогической копилки приемами
работы с мальчиками и девочками.
Педагогические ситуации.
№ 1. Пятилетняя девочка, укачивая куклу, подшлепывает
ее, раздраженно проговаривая:
- Посмей, только не спать! Сейчас же закрой глаза! Воспитатель,
заметив это, говорит:
- Так с дочкой мамы не обращаются. Лучше приласкай ее,
спой песенку, она и заснет.
Но девочка не слушает ее, возражает:
- А мама всегда так делает, когда маленькая сестренка
долго не засыпает.
• Как объяснить действия ребенка в игре, основываясь
на психологических особенностях девочки? Назовите их.
• Что воспитатель должна была ответить девочке? Какую
беседу провести с мамой?
• Какую роль в воспитании играют такие особенности как
подражательность, стремление быть похожим на близких?
№ 2. Костя, как зачарованный, остановился возле лужи.
Прежде всего, он попытался измерить ее глубину. Разумеется, самым примитивным
способом: постепенно погружая ботинки с пятки на носок, все дальше и дальше
удаляясь от "берега". К восторгу Кости, лужа оказалась не только огромной,
но и глубокой. Далее в ход были пущены более совершенные "измерительные
приборы" - прутик и палочка.
Когда "море" было изучено вдоль и поперек,
маленький исследователь принялся бросать камешки, наблюдая за всплеском воды и
кругами, превращающимися возле "берега" в настоящие волны.
Наконец, и этот эксперимент был завершен. А что если
теперь забросить мяч на самую середину, а затем при помощи все тех же камешков
пригнать его к противоположной стороне лужи?
Костя так и сделал. Но к великому изумлению
любознательного экспериментатора, опыт дал совершенно неожиданный результат:
мяч сам каким-то чудом возвращался назад.
- Что такое? Отчего бы? - размышляет мальчик. Ах, вот
она, разгадка! Появившаяся рябь на воде подсказывала, что это ветер гнал мяч
прямо к Косте.
Опыт повторялся еще и еще раз, и все с тем же отрадным
результатом.
Однако почти все открытия сопряжены не только с
победами... Костю ждала неудача. Мяч недвижимым поплавком застыл в самой
середине лужи. Ветер утих, а камушки, как нарочно, пролетали мимо!
Стоит ли описывать Костино смятение! Наконец,
мужественный экспериментатор ринулся за мячом в самую пучину прямо в ботинках.
Когда он был уже у самой цели, во дворе появилась мама... Взрыв гнева последовал
мгновенно: мать отшлепала сына.
- Несносный! Что натворил! Погоди у меня! Дома я тебе
еще добавлю! И о поручении забыл!
Сын плакал...
• Какие психологические особенности мальчиков
проявились в действиях ребенка?
• Как бы вы объяснили маме "естественность"
поведения мальчика?
• Как бы вы поступили на месте этой матери, чтобы
поддержать в мальчике стремление к активному познанию окружающего мира? Обоснуйте
свои действия.
• Почему Костя заплакал? Что могло его обидеть как
мальчика.
№ 3. Обсуждая предстоящую поездку на экскурсию,
воспитатель попутно напоминает старшим детям, как вести себя в общественных
местах: идти организованно (пара за парой), не мешая прохожим, громко не разговаривать
и не жестикулировать, привлекая внимание посторонних. Призывает своих
маленьких "мужчин" быть примером для всех.
- Если в вагоне вам будут уступать место, как вы
поступите? - уточняет воспитатель.
- Поблагодарить и отказаться: мы уже большие, -
послышались голоса со всех сторон.
- Правильно. А если будут свободные места, то кто
сядет, а кто постоит?
- Сядут воспитатели, няни и наши мамы, что с нами
поедут, - отвечают дети.
- Еще девочки сядут, если мест хватит, а мальчики
постоят, - дополняют мальчики.
- А как Игорь считает? - обращается педагог к
"главному обидчику" девочек.
Понимая, что этот вопрос задан ему неспроста, мальчик
насупился, молчит.
Кто-то сказал:
- Игорь ни за что не уступит место ни девочкам, ни
взрослым.
- Почему ты так думаешь? Разве Игорь не будущий
мужчина? - спрашивает педагог, подчеркивая, что не допускает мысли, чтобы
Игорь мог вести себя подобным образом. Используя мнение ребят, воспитатель старается
предвосхитить возможные срывы в поведении Игоря.
- А я видел, как Игорь в трамвае сидел, а его бабушка
стояла, - поясняет сосед мальчика.
- Игорь в парах ходить не умеет, то толкается, то
отстает, то за шарф дергает.
- Неужели это так, Игорь? - изображает удивление
воспитатель. - Неужели нам придется за тебя краснеть, и ты не сможешь вести
себя как настоящий мужчина?
Мы не возьмем его с собой! - предлагает кто-то. А что
же сам Игорь скажет?
Куда девалось беззаботное, безразличное выражение на
лице нашего "героя". Видно, что переживает.
-Я буду себя хорошо вести... Честное слово! - заверяет
мальчик.
- Ребята, поверим ему?
• Проанализируйте прочитанное и укажите, в чем
проявился педагогический такт воспитателя.
• Удалось ли ему довести до сознания Игоря, что его
поведение не соответствует поведению будущего мужчины?
• Как вы думаете, какие чувства он испытывал?
• Какую цель преследовал воспитатель, выразив
уверенность, что мальчик выполнит обещание вести себя хорошо?
№ 4. Мать делает замечание 5-летней дочери за то, что
та отгоняет младшего брата от своего рабочего стола:
- Плохо себя ведешь. Братик меньше тебя, ему надо
уступать.
- Все уступать да уступать! А если он мне мешает?!
Если в моем рисунке чертит каляки-маляки?!
- Все равно, ты же старше его!
Поддержанный мамой, мальчик продолжает свое дело.
- Ах, так? - сердится девочка, - будешь знать, как
чужие рисунки портить! Вот тебе за это!
Девочка в сердцах толкает брата, конфликт
разрастается, в результате оба плачут. В беседе с воспитателем мама сетует, что
дети не дружны, не
умеют ладить друг с другом, у дочери нет заботливости
и терпения как у будущей мамы по отношению к младшему брату
• В чем вы видите причину разросшегося конфликта между
братом и сестрой?
• Почему мы не наблюдаем в данной семье проявлений
такой психологической особенности девочки как склонность к попечительской
деятельности?
№ 5. Мать спрашивает у воспитателя:
- Почему ребенок стал своенравным, непослушным? Был
маленьким -горя не знали с ним. А теперь (скоро в школу!) стал другим: наши
распоряжения критикует. Грубит, на все свое мнение. А мы всегда очень строги с
сыном. Никогда не отступаем от своего слова: если сказали - значит, он должен
точно выполнить. Никаких уступок!
• Проанализируйте характер отношений взрослых с сыном,
на чем они основаны.
• Почему, по вашему мнению, в описанном случае мальчик
стал непослушным, своенравным.
• Как понимать строгость в воспитании мальчиков?
№ 6. На участке детский гомон. Новенький (мальчику 5
лет), впервые попавший в детсадовский ребячий коллектив, с любопытством
всматривается в играющую детвору. Одни подвозят песок, другие грузят его в
машины, третьи строят песочный город.
- Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними?
- обращается к нему воспитатель. Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно
отвечает:
- Не-е-е... Я их сейчас расстреляю!
Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из
дома, и целится в сторону играющих.
- За что же ты их хочешь расстрелять? - снова с
вопросом обращается к мальчику педагог.
- А так, ни за что... Я разбойник! Сейчас сделаю налет
на них! - В голосе недружелюбные нотки. Откуда это у маленького человека?
- Ему бы только стрелять да в войну играть, другие
игры его не интересуют, - говорит мать, обращаясь к воспитателю.
- Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в
игрушках, - заметил воспитатель, имея в виду саблю, пистолет с пистонами,
самодельный щит, лежащие в сумке матери.
- Да, конечно, - соглашается мать, - он требует,
приходится покупать. Боевой растет, уж слишком даже.
- А вы не пытались его переключить на другие игры,
более спокойные! Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к спокойным
играм, например...
- А зачем? - недоумевает женщина. - Пусть играет, во
что хочет. Хоть в Соловья-разбойника! Какое это имеет значение!
• В чем, по вашему мнению, значение игры для
формирования качеств мужественности у мальчиков и женственности у девочек,
усвоения ими будущих социальных ролей?
• Какое, по вашему мнению, имеет значение в
становлении личности мальчиков и девочек содержание игр и те роли, которые в
них берет на себя ребенок? Как вы объясните маме, что она заблуждается? Попробуйте
объяснить.
|