Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье, 28.04.2024, 22:04

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ [44]
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ [51]
ДИАГНОСТИКА [41]
ВАЖНО ЗНАТЬ [125]
СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД [61]
ЖИВОЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ [25]
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ [25]
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ [33]
Главная » Статьи » МЕТОДИСТУ ДОУ » ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ

ДОКЛАД ЛОГОПЕДА НА ПЕДСОВЕТЕ "Возникновение предпосылок к овладению речью в процессе общения"

На стадии «нескольких слов» количество используемых ребенком звуков заметно сокращается. Остаются лишь те звуки, которые:

употребляют окружающие люди;

подчеркиваются примером людей.

Но фонемами, которые есть в языке взрослых, детям необходимо будет овладеть позже, затрачивая большие усилия. Ребенок на пути от лепета к диалогу с самим собой:

учится отличать одни звуки от других;

стремится общаться с другими;

пытается им что-то сообщить.

Эмоционально-положительное отношение со стороны взрослого формирует коммуникативную потребность у ребенка.

Взрослый использует речь в общении с ребенком в возрасте 1-6 ме­сяцев только для того, чтобы передать ему свое эмоциональное распо­ложение. Эмоциональное общение с пониманием речи взрослого дос­тавляет малышу большую радость.

При общении же с ребенком в возрасте 6-12 месяцев взрослый выну­жден создавать специальные условия для развития понимания ребен­ком его речи. Сначала голосом определенной интонации взрослый спрашивает, где находится тот или иной предмет. При этом у ребенка возникает ориентировочная реакция. Затем взрослый показывает пред­мет (желательно, находящийся в одном и том же месте). У ребенка в от­вет происходит эмоционально-положительная реакция: «Вот он». Взрос­лый еще несколько раз повторяет название этого предмета, в связи с чем у ребенка закрепляется связь между названием предмета и его нахожде­нием. Это и есть качественная форма понимания речи

Реакция на слово, обозначающее предмет, зависит от развития воз­можностей ребенка. Вначале он только смотрит на предмет, потом стре­мится к нему и, наконец, подает требуемый предмет взрослому (или просто указывает на него).

С началом понимания речи взрослых и употреблением первых слов ребенок сам обращается к взрослому, требуя от него общения и назы­вания все новых и новых предметов.

К концу первого года усвоение речи приобретает систематический характер. Она становится одним из важнейших средств расширения возможностей общения со взрослым.

Родителям важно осознать необходимость верно произносить слова и знать грамматику, для того чтобы передать ребенку навыки правиль­ной речи.

Ситуация. Миша (2 года 5 месяцев) в своей семье слышит много ска­зок, рассказов, разговоров на разные темы. Мама считает, что это необ­ходимо для его психического развития.

Коле (2 года 5 месяцев), наоборот, мало читают, с ним довольно мало общаются, но зато мама ему постоянно покупает книжки с кар­тинками. Вместе они рассматривают их, любуются красивыми рисун­ками.

Чего не учитывают мамы этих мальчиков?

Решение. Мама Миши забывает о необходимости сочетать то, что слышит ребенок, с наглядным образом. А мама Коли не учитывает важ­ность связи видимых зрительных образов с обозначающим словом. Обе мамы неправы еще и в том, что не придают значения развитию актив­ной речи у своих детей.

Ситуация. Во втором полугодии жизни у ребенка появляется силь­ное стремление к подражанию. Это приводит к тому, что многие про­износимые окружающими людьми слоги и сочетания слогов он начи­нает повторять.

Какое значение для развития детской речи имеет эхолалия?

Решение. Хотя эхолалия вначале выглядит как совершенно бес­смысленное занятие, все же она обогащает детский запас звуков, соче­таний звуков, улучшает их ритмику, то есть подготавливает сырой ма­териал для будущей речи.

Если общение, связанное с удовлетворением потреб­ностей ребенка, проводить только на уровне жестов, то у него возможна задержка в освоении активной речи.

Ситуация. Мама обращается к Свете (6 месяцев), спрашивая: «Где часики?». «Вот», — показывает девочка.

Свидетельствует ли это о том, что Света понимает обра­щенную к ней речь?

Решение. Нет, это еще ни о чем не говорит. У девочки образовался условный рефлекс на слово «часики» как на звуковое сочетание. Света еще не в состоянии представлять себе звук в качестве «знака». Это один из примеров так называемых дрессировочных приемов, когда мама, по­казывая на часики, произносит их название.

Ситуация. Мама обращается к дочке (6,5 месяца) и спрашивает: «Где Миша?». Оля быстро поворачивает голову к источнику голоса и видит: мама показывает ей мишку. Девочка улыбается, показывает пальцем: «Вот!».

Что нужно делать родителям, чтобы их дети быстро осваивали новые для себя слова?

Решение. Необходима многократность повторений слов взрослыми, чтобы у ребенка возникли связи произнесенного слова, интонации, с которым оно произносится, с предметом, на который указывают. Пер­воначально важно и постоянное местонахождение предмета. Интона­ция голоса создает эмоциональный тон.

К концу первого года жизни у ребенка возникает устойчивая связь между названием предмета и самим предметом, которая выражается в поиске предмета и нахождении его. Это есть начальная форма пони­мания речи.

Ситуация. Есть такое суждение: «Дети, вплотную приблизившиеся к стадии освоения речи, могут спровоцировать изменение материнской речи».

Справедлива ли такая точка зрения? Дайте психологическое       обоснование.

Решение. Да, справедлива. В период освоения ребенком речи роди­тели стараются говорить при нем очень отчетливо, употребляют боль­ше вспомогательных глаголов. Ведь родители обычно осознают, что им нужно улучшить свое произношение и знание грамматики, чтобы пе­редать ребенку навыки правильной речи.

* * *

Прежде чем приступить к усвоению речи, ребенок должен пройти три стадии:

выразительного лепета;

бессмысленного подражания;

понимания сказанного.

Наличие этого есть предпосылка к познанию настоящей речи.

Вопрос. Одинаково ли быстро все дети овладевают речью?

Ответ. Нет, далеко не одинаково. Быстрее начинают говорить девоч­ки и те дети, у которых есть младшие братья и сестры.

Ситуация. Младшие братья и сестры обычно быстрее и легче выучи­ваются говорить, чем первенцы.

Дайте возможные объяснения этому явлению.

Решение. Младшие братья и сестры быстрее учатся говорить, так как они учатся не только у взрослых, они многое перенимают и от старших детей в семье, причем речь последних для детского восприятия более доступна.

Ситуация. Развитие речи у детей, чьи родители малообразованны, происходит позднее, чем у детей, мама и папа которых получили хоро­шее образование.

Почему так происходит?

Решение. Люди из низших классов общества не располагают доста­точным количеством времени и необходимой степенью образованности, чтобы постоянно заниматься со своими детьми, часто разговаривать с ними. То же самое можно сказать и о тех родителях, которые очень заняты на работе и не имеют возможности для нормального общения с детьми.

Ситуация. Первые слова ребенка разобрать трудно. Сумев же что-то понять, взрослый с радостным видом должен повторить за своим чадом произнесенные им слова. Это поощряет ребенка к дальнейшему разго­вору: приятно узнать, что взрослый тебя понимает. Но мама одного малыша однажды задумалась над тем, как же надо произносить слова: или искажая их в подражание своему ребенку, или правильно, так, как говорят взрослые.

Как нужно взрослому произносить слова в присутствии ребенка?

Решение. Взрослый должен произносить слова правильно и чисто. Ребенок, даже зная, как слово произносится правильно, не сразу может его выговорить из-за несовершенства речедвигательного аппарата.

Ситуация. Ребенок усваивает речь с помощью выразительного лепе­та, бессмысленного подражания.

А как происходит понимание им сказанного?

Решение. Это происходит путем обращения к предмету, с помощью его называния. Например, «часики» — «тик-так», «кошка» — «киса» и т. д.

Вопрос. Можно ли предположить, что няня Арина Родионовна сде­лала из Пушкина русского поэта?

Ответ. Да, можно. Рассказывая народные сказки и напевая колы­бельные песенки, няня «вложила» в будущего гения программу ритми­ки русского языка.

Звук, слово и речь формируются в онтогенезе синхронно и последо­вательно на разных стадиях развития.

Ситуация. В 8 месяцев дети теряют способность различать звуки, которые не играют никакой роли в их родном языке. Например, япон­ские малыши уже не могут уловить разницы в звучании «р» и «л».

Каким образом можно использовать эту особенность при вос­питании ребенка?

Решение. Обучение чужому языку надо начинать как можно рань­ше. И легче всего это делать, если дети растут в двуязычной среде.

 

Не все дети овладевают первыми словами легко и просто. У многих из них возникают различные сложности и проблемы.

 

Задержки речевого развития

Причины

Необходимые действия взрослого

1. На стадии эмоционального общения со взрослым общение сводится к выражению взаимной

Организовывать предметное взаимодей­ствие с ребенком




любви ребенка и взрослого, обмену ласками, улыбками (все понятно без слов)

 

2. На стадии называния ребенок привык повторять слова вслед за взрослым, но в общении с другими людьми словесная речь заменяется жестами, движениями, взглядами и т. д. Это невротизирует ребенка, отсюда появляются капризы, плач

1.      Включать в предметное действие
активную речь ребенка (например,
сопровождать показ игрушки рассказом).

2.      Сотрудничать с ребенком по типу:
«Давай вместе».

3.      Вместе слушать пластинки.

4.      Создавать условия для речевого
общения

3. Ориентация на предметный мир выражается в том, что ребенок подолгу манипулирует предметом, погрузившись в собственный мир, и не реагирует на окружающих людей. Например, он увлеченно моет машинку и не замечает находящегося рядом взрослого. Зато он все делает сам (взрослый как партнер ему не нужен)

1.      Не окружать ребенка множеством
игрушек и не оставлять одного на
длительное время.

2.      Показывать новую игрушку и действия
с ней, организовывать совместную игру.

3.      Обучать ребенка играм, в которые
нельзя играть одному.

4.      Предметным действиям придавать
«человеческий» характер (например,
куклу жалеть, кормить, называть по
имени)

4. «Детские» слова типа «бу-бу», «лю-ка», «ня-ня» употребляются, потому что правильное произно­шение слов затруднено:

     из-за несовершенства артикуля­ции;

     из-за слухового восприятия лишь окончаний слов

1.      Обращаясь к ребенку, говорить четко
и ясно.

2.      Добиваться от ребенка внятного произ-
ношения (в речи детей может встречать-
ся замена одних звуков другими, их
смещение и т. д.)

5. Стремление к речевому разви­тию. Как только ребенок хорошо начал говорить, на него обрушива­ется поток информации. С ним много разговаривают, учат, рассказывают, а малыш старается демонстрировать свои способно­сти. Следствием обилия новых знаний и впечатлений могут стать нарушение сна, вялость, капризы

1.      Ребенку необходимо предоставлять
время для отдыха.

2.      Нужно освободить его от лишней
информации.

3.      Организовывать прогулки в обществе
сверстников

Категория: ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ | Добавил: admin (31.08.2011)
Просмотров: 5135 | Теги: педсовет в детском саду, дети дошкольного возраста, семинар в ДОУ, диагностика, детский сад, подготовка к школе, обучение | Рейтинг: 5.0/2
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru