В общении осуществляется
также и взаимное восприятие его участников. Общающиеся всегда могут:
♦ понять, что представляет
собой партнер по общению, каков его внутренний мир;
♦ оценить уровень
установившегося взаимопонимания.
Общаясь с собеседником, важно
знать, как тот себя оценивает. Это повышает эффективность общения.
Самооценка
человека
влияет на восприятие окружающих: если человек уважает себя, то он может
уважать других. Кроме того, она влияет на возникновение симпатии: если человек
уверен, что он честен, красив, то он своим поведением как бы «подсказывает»
отношение к себе. Наконец, самооценка влияет на возникновение удачливости: если
человек убежден в своих способностях, ловкости, ответственности, то таким он и
будет в реальности. Только ощутив свою собственную высокую самооценку
(самоценность, по В. Сатир), человек способен видеть, принимать и уважать
высокую ценность других людей. Таким образом, человек с высокой самооценкой
внушает доверие и уважение и сам постоянно ощущает свою высокую значимость.
Ребенок приходит в мир без каких-либо представлений
о себе, о том, как взаимодействовать с другими людьми, что представляет собой
окружающий мир, и, конечно, без каких-либо критериев самооценки. Он вынужден
ориентироваться на опыт окружающих его людей, на те оценки, которые они ему
дают как личности.
За первые 5-6 лет жизни он формирует свою самооценку
почти только на основе той информации, которую получает от взрослых и сверстников.
Ребенок с низкой самооценкой,
несмотря на все свои удачи, постоянно терзается сомнениями. Для него
достаточно одного маленького промаха, чтобы были зачеркнуты все предыдущие
успехи.
Каждое слово, мимика, жест,
интонации, тембр и громкость голоса, прикосновения и действия родителей, пишет
В. Сатир, несут ребенку сообщение о его самоценности.
Например, ребенок преподносит
своей маме букет цветов, а мама берет цветы со словами: «Где же ты их взял?».
При этом ее улыбка, голос, интонации говорят: «Какие замечательные цветы ты
принес! Где же растут такие прелестные цветы?». Такая материнская реакция повышает
самооценку ребенка. Но ситуация может сложиться и иначе. Мама скажет: «Как
мило!» — а потом добавит: «Ты, случайно, не сорвал в саду у нашей соседки?».
Ребенок поймет, что его считают способным на плохие поступки, и это снизит его
самооценку.
Ощущение самоценности может сформироваться только в
том случае, если:
♦ с пониманием принимается
любая индивидуальная реакция;
♦ любовь выражается открыто;
♦ ошибки используются для
приобретения нового опыта;
♦ общающиеся откровенны и
доверительны;
♦ есть необходимое условие
взаимоотношений — личная ответственность и честность каждого.
Все это
характерно для атмосферы в хорошей семье. В такой семье дети чувствуют себя
нужными и любимыми, вырастают здоровыми и умными.
Задание. Для того чтобы понять, что
такое высокая или низкая самооценка, вспомните те моменты вашей жизни, когда
ваше настроение поднималось. Постарайтесь восстановить свои ощущения, чувства и
переживания в эти моменты, и вам станет ясно, что значит чувство высокой
самооценки. Затем вспомните и те моменты вашей жизни, когда вы совершили
какую-то ошибку (промах). Это поможет вам осознать, что такое низкая
самооценка.
Учитывая все это, вы должны уяснить для себя главное:
не надо стыдить и обвинять ребенка в каком-либо проступке, достаточно просто
дать ему почувствовать ответственность за совершенные действия.
Задание. Попробуйте сделать письменный
анализ своей самооценки: каково ваше мнение о собственных поступках и что вы
цените в себе больше всего.
Задание. Когда вся семья в сборе и
занята каким-то общим делом, постарайтесь понять, что происходит с вами, когда
к вам обращаются другие члены семьи, как изменяется ваша самооценка в
зависимости от тона обращения или выражения лица собеседника.
Выясните, как вы сами к себе относитесь, повышается
или понижается ваша уверенность в себе, изменяется ли самооценка.
Прислушайтесь к тому, что и
как вы сами говорите своим близким. Постарайтесь поставить себя на их место и
представить, что они чувствуют, когда вы с ними разговариваете. Помогаете ли
вы своим близким почувствовать, что они пользуются вашим уважением и любовью?
Задание. Проанализируйте свои
взаимоотношения с кем-либо из партнеров по общению, например с сыном или
дочерью. Расскажите друг другу о своих чувствах. Выслушайте друг друга, не
давая какой-либо оценки: это поможет лучше узнать другого, его чувства.
Расскажите друг другу о том, что помогает вам чувствовать себя на высоте, а
что, напротив, снижает веру в себя.
Ситуация.
Как можно
изменить отношение к нам окружающих, если что-то в этом отношении нас не
устраивает? Очевидно, в первую очередь надо изменить собственное поведение.
Как это сделать?
Решение. Прежде всего, надо создать у
себя хорошее настроение и положительную самооценку. Высокая самооценка и
хорошее настроение способствуют успеху в делах и гармонии в человеческих отношениях,
и наоборот. Это убедительно показал Ф. Гальтон (двоюродный брат Ч. Дарвина),
который провел над собой следующий эксперимент. Перед тем как отправиться на
прогулку, он внушил себе: «Я — отвратительный человек, которого ненавидят
все». Идя по улице, он ловил на себе презрительные взгляды прохожих.
Вывод, который можно сделать,
очевиден: человек представляет собой то, что он думает, а потому нет необходимости
сообщать окружающим об уровне своей самооценки и своем душевном состоянии.
Люди и так это почувствуют. И разумеется, надо относиться к окружающим
благожелательно и внимательно.
* * *
Вид механизма
|
Характеристика
механизма
|
Как действует
|
Идентификация
(отождествление, уподобление себя другому
человеку)
|
Когда человек «продумывается»
|
Постановка субъектом себя на место другого и
взгляд на вещи с его рациональной точки зрения
|
Эмпатия
(способность к постижению эмоционального
состояния другого человека в форме сопереживания)
|
Когда человек «прочувствуется»
|
Это прочувствование состояния партнера,
скрытого смысла сказанного им. Стремление эмоционально откликнуться
на его проблемы
|
|
При общении можно
выделить ряд механизмов межличностного восприятия.
|