В современном детском саду
функциональные обязанности заведующего
ориентированы большей частью на
финансово-хозяйственную деятельность. Часто
приходится слышать от коллег, что в силу
загруженности, они вынуждены все реже уделять
внимание руководству педагогическим процессом,
перекладывая эти обязанности на старшего
воспитателя. Существует и мнение, что
современный руководитель образовательного
учреждения может и не иметь базового
педагогического образования. Не столь важно и
наличие практики педагогической деятельности.
Тем более что деятельность заведующего детским
садом, в отличие от директора школы, даже не
считается педагогической (период работы в
должности заведующего не засчитывается в
педагогический стаж для досрочного начисления
пенсии)! На мой взгляд, это большое заблуждение.
Я проработала воспитателем девять лет,
прежде чем стала руководителем. Попробовала себя
и на рабочем месте младшего воспитателя,
спортинструктора, музыкального руководителя,
даже машиниста по стирке белья (во время ремонта
детского сада). Став заведующим, постаралась
вникнуть как можно глубже в работу поваров,
медицинских сестер, делопроизводителя, а в
последние годы активно изучаю основы экономики и
бухгалтерского учета. Правда, признаюсь, – есть и
"белые пятна” в моей "многопрофильности”:
работу сантехника и электрика я знаю
поверхностно. Причина в том, что многие годы
работаю с очень компетентным в этих областях
завхозом.
Во время приемки детского сада к
учебному году, один из членов комиссии отметил,
как удобно для работы воспитателя оборудована в
дошкольных группах учебная зона! Речь шла об
учебном комплексе "Логос”, который я
спроектировала, ориентируясь именно на
потребности воспитателя (я ведь их очень хорошо
знаю!) В комплекте магнитная учебная доска для
письма мелом и маркером, демонстрационный стенд
из пяти полочек, которые легко трансформируются
в наборное полотно. Небольшой стол - трансформер
убирается после занятия, под ним расположен
небольшой шкаф для пособий. Сбоку и над доской
имеются полочки для учебных пособий и
аудиотехники, доска подсвечивается, закрывается
шторой и имеет крепления для подвешивания
демонстрационных пособий. Предусмотрена даже
небольшая скамеечка, чтобы ребенок мог встать
повыше.
Как только населению стали доступны
персональные компьютеры, я немедленно обучилась
пользовательскому курсу сама, а затем стала
активно побуждать к овладению техникой весь
коллектив. К 2010 году владение ПК внесли в
квалификационные характеристики аттестации
педагогов. А мы уже в начале 2000 годов настойчиво
перевели педагогическую документацию в
электронный режим на уровне рядового педагога.
Для воспитателей балкышевцев не в диковинку
быстро приготовить презентацию, обобщить в виде
доклада опыт работы и самостоятельно
подготовить его к публикации в любом издании.
Несколько лет мы работали над реализацией
проекта "УЧИКОМ” (учитель и компьютер), в основе
которого было взаимообучение и сотрудничество.
Работу с родителями в части
просвещения и информированности я максимально
сделала интерактивной. Два раза в месяц
составляю информационный бюллетень "Профессия
– родители”, в котором размещаю всю необходимую
информацию, например, о программах, по которым мы
работаем; о предстоящих мероприятиях, о
новшествах в работе, о важных событиях в жизни
коллектива и т.п. Открывает каждый номер
вступительная статья, в которой я публикую свои
размышления по поводу происходящих в данное
время социальных событий или событий из жизни
детского сада. Размещается в бюллетене и
документальная информация, например, в начале
года подробно описываю условия организации
платных услуг, под новый год инструктаж о
правилах безопасного поведения вовремя массовых
мероприятий, во время вспышек сезонных
заболеваний – подробные рекомендации по их
профилактике и т.п. Примечательно, что родители
получают бюллетень двумя способами – мы его
печатаем и раздаем каждой семье, не являющейся
интернет пользователями, потому что
"продвинутые родители” получают его по
электронной почте.
С практикой работы воспитателя я не
расстаюсь до сих пор. Оставила за собой
обязанность ведущей самых важных мероприятий,
каждый год в рамках мастер - класса показываю
педагогам открытые мероприятия с детьми.
Например, в этом году взяла под опеку старшую
группу, которую ведут два молодых специалиста.
Еженедельно веду в группе занятия по развитию
элементарных математических представлений.
Во-первых, обеспечиваю максимально качественную
реализацию программы. В-третьих, даю возможность
молодым педагогам наблюдать работу опытного
педагога длительно, в динамике. В-четвертых,
используя прием сотрудничества, учу девушек
грамотно планировать занятия, видеть
эффективность или неэффективность тех или иных
приемов, не позволяю "халтурить” - в современном
детском саду большой соблазн обучать детей "по
школьному” (все занятие в тетради, никаких
наглядных пособий). Но главное, на мой взгляд,
чему могут у меня научиться коллеги – смекалке,
сообразительности и умению мгновенно
ориентироваться в изменениях обстановки и
потребностях детей. Из быта детского сада
стремительно уходить самое ценное – умение
видеть образовательную ценность простых
предметов. Воспитатель сегодня ориентирован на
фабричное пособие. Есть – я с ним поработаю, а нет
– так и суда нет! С одной стороны – труд
воспитателя должен быть в меру напряженным, с
другой стороны – нет стимула для мыслительной
активности, творчества! В старшей группе большая
доля программного материала отведена сравнению
размера предметов. Например, дети сравнивают
длину трех пар шнурков, длину и ширину ремешков и
т.д. Я решила использовать данное пособие чаще и
разной интерпретации. Всем известно пособие –
карточки с двумя, тремя и пятью полосками для
выкладывания мелких предметов при обучении
детей приемам отсчитывания и сравнения
количества предметов. Я предлагаю ребятишкам
самим сделать такие карточки из лоскута ткани и
веревочек. Сколько надо взять веревочек, чтобы
получить две полоски? А чтобы получить три
полоски? Из разноцветных веревочек можно
выложить заданный рисунок (по зрительному
образцу, по словесной инструкции). И так далее, и
тому подобное.
Есть ещё один важный эффект такого
подхода к работе. Педагогам для повышения
квалификации необходимо представлять свой опыт,
в том числе в виде открытых занятий. А это всем
известная трагическая часть профессии. Для
большей части педагогов это стресс. Подробно я
уже писала об этой проблеме. Каждый день своим
примером я убеждаю коллег, что работать в
присутствии эксперта можно ежедневно – ведь я
работаю в их присутствии постоянно!
Таким образом, я как руководитель имею
возможность ориентироваться непосредственно на
интересы педагогов в хозяйственной и
методической деятельности. Жаль, что
руководители дошкольных учреждений
категорически отстранены от регулирования
оплаты труда педагогов (по меньшей мере, в нашем
городе такая ситуация). Скудные стандартные
выплаты – независимо от прилагаемого педагогом
усилия. А ведь даже высаживание на горшок можно
организовать по-разному, я уже не говорю о
занятиях. |