В последнее время главной заботой родителей уже 3-х летних детей
становятся не игрушки, не сказки и потешки, не укрепление здоровья, а их
поступление в школу. Это странно, но понятно. Для того, чтобы
ребёнка приняли в хорошую школу, ему уже в 6 лет нужно выдержать
ответственный экзамен на «готовность к школьному обучению». А поскольку
сами родители затрудняются с решением этой проблемы, они обращаются к
профессионалам. Готовить ребёнка к школе становится главной целью
родителей. И они начинают искать клубы, школы, различные учреждения, где
бы могли научить ребёнка читать, писать, считать – подготовить его к
школе. Мир вступил в третье тысячелетии. Уже сейчас нужны
подготовленные для работы в новых условиях люди. Надобность в них станет
ещё более актуальной в самое ближайшее время. Поэтому в систему
дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять новые
информационные технологии. Уж чего у компьютерных игр не отнять,
так это способности развивать навыки обращения с самим компьютером. А
полезность такого умения сегодня, наверное, никто не будет оспаривать.
Компьютер стал незаменим для человека пишущего и рисующего, помогает ему
в учёбе В практике обучения сегодня используется достаточно большое
количество различных программ, учебных пособий, порой значительно
отличающихся друг от друга по направленности изложения материала, и
глубине изучения отдельных вопросов. Поэтому учебный процесс не может
протекать нормально при отсутствии полноценного методического
обеспечения, представленного как концепцией содержания и преподавания
предмета, так и системой учебно-методических материалов, отвечающих
современным психолого-педагогическим требованиям. Разумеется,
компьютер является не более чем инструментом в руках воспитателя в ДУ.
Поэтому при компьютеризации дошкольного учреждения нужна система
содержательной работы с программным обеспечением. Задание №1. Как мы
можем использовать компьютер при работе с детьми (формы, направления
работы)? Как могут использовать компьютер родители для воспитания
ребенка? Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых
обратить его в полезное русло, сделать компьютерные средства через
освоение компьютерной грамотности привычными и естественными для
повседневной жизни детей. Основная, образовательная цель введения
компьютера в мир ребенка — это, прежде всего, формирование у него
психологической готовности к жизни в обществе, широко применяющем
компьютерные (информационные) технологии в быту, обучении, науке,
различных гуманитарных сферах, на производстве, в экономике и
управлении. Исследователи отмечают, что чем раньше начнётся
знакомство ребёнка с компьютером, тем свободнее он будет чувствовать
себя в мире вычислительной техники. Грамотное использование компьютера в
дошкольном учреждении ставит ребёнка в совершенно новую, качественно
отличающуюся ситуацию развития. Взаимодействуя с компьютером, открывая
для себя его возможности, ребёнок в детском саду овладевает новыми
формами общения, расширяет границы познаваемого мира. Необходимо
отметить, что использование ИТ в детском саду предусматривает не
обучение детей школьным основам информатики и вычислительной техники, а
преобразование предметно-развивающей среды ребенка, создание новых,
научно обоснованных средств для его развития. ИТ используют в дошкольном
образовании и с целью обновления форм и методов работы с детьми.
Установлено, что при соответствующем подходе многие направления, задачи и
содержание воспитательно-образовательной работы с детьми могут быть
обеспечены развивающими компьютерными играми. Задание №2. Вред и польза компьютера и компьютерных игр (что могут дать детям компьютерные игры: «+» «-»)
1. компьютер развивает все психические процессы, посредством привлечения разных анализаторов; 2.
компьютер стимулирует любопытство и познавательный интерес ребенка,
дает ребенку стойкую мотивацию, а это улучшает предпосылки к обучению; 3.
несмотря на индивидуальные особенности в развитии ребенка, компьютер
дает ему возможность играть так, чтобы у него получалось; 4. у
компьютера бесконечное терпение, он не устает и не сердится, все это
является хорошей эмоциональной поддержкой для детей, которым требуются
многократные повторения и поощрения;
Опыт использования компьютерных технологий показывает, что: При
работе с техническими средствами необходимо строго соблюдать санитарные
правила и нормы, предъявляемые к их использованию с учетом специфики
дошкольного учреждения. Современные исследования медиков,
психологов, педагогов показывают, что отрицательного воздействия на
здоровье детей дошкольного возраста при работе с компьютером не
наблюдается, если выполняются гигиенические и эргономические требования,
а также используется методика, учитывающая психические и
психофизиологические особенности обучаемых данного периода. При
соблюдении этих элементарно-гигиенических норм и правил помогут избежать
отрицательных влияний на зрение и нервную систему детей . Однако в настоящее время нет единого теоретического и методического подходов в области внедрения компьютера в ДУ.
Компьютер является сложным объектом познания, что предъявляет более
высокие требования к организации деятельности ребёнка. Становясь
средством познания, компьютер способствует психическому развитию
ребёнка, закреплению уже сформировавшихся знаний и навыков, познанию
нового, реализации потенциальных возможностей, развитию фантазии,
самостоятельности. Раннее общение с компьютером имеет много
положительных сторон, оно открывает ребенку мир огромных возможностей.
Красочное оформление программ, анимация активизируют внимание ребенка,
развивают ассоциативное мышление. Умело подобранные задания, учитывающие
возможности воспитанников, создают позитивную психологическую атмосферу
сотрудничества, вырабатывают положительные эмоции от достигнутого
успеха. Компьютер становится любимой игрушкой, собеседником, средством
познания окружающего мира и развития ребенка. Современный компьютер
вместе с тем является для ребенка тем равноправным партнером, способным
очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так
порой не хватает Задание №3. Влияние компьютера на развитие личностных качеств дошкольника (положительных и отрицательных).
Активизация мышления, стремление к новым знаниям неизбежно ведут за
собой формирование таких ценностно-личностных качеств, как
самостоятельность, любознательность, активность, инициативность и в тоже
время усидчивость, внимательность, сосредоточенность Одно из
преимуществ компьютерных программ – хорошо продуманный механизм
«сообщения об ошибках» при выполнении заданий: никаких слишком заметных
сообщений или сигналов, которые способны отбить у ребенка интерес к
обучению, подсчет попыток ведется ненавязчиво, при неверном решении
задачи всегда предоставляется дополнительная попытка. Зато после
успешного решения ребенок обязательно получает заслуженные похвалы и
предложение (при желании) поиграть еще. Задани№4 Рекомендации для родителей «Требования при подборе учебного и игрового компьютерного материала» Компьютерные
занятия в дошкольном учреждении способствуют развитию новых психических
качеств (абстрактного типа мышления, переориентировки с конечного
результата деятельности на способы её выполнения, умение свободно
действовать во внутреннем плане и т.д.), изменений в личностной сфере
ребёнка. Из вышесказанного можно сделать вывод, что большинство
детей дошкольного возраста легко осваивают сложную электронную технику.
Нравится это и мальчикам и девочкам. А наличие в ДУ компьютеров – это
хорошая база для психологической подготовки детей к последующей
деятельности с компьютерной техникой в школе.
|