1. В проекте национальной доктрины образования в
Российской Федерации стратегические цели образования тесно увязаны с
проблемами развития российского общества,включая утверждение статуса
России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования,
культуры, науки и т.д. В качестве основных задач система образования
призвана обеспечить историческую преемственность поколений,сохранение,
распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного
отношения к историческому и культурному наследию народов России.
Воспитание патриотов России, проявляющих национальную и религиозную
терпимость,уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других
народов, т.е. развитие межэтнических отношений. Формирование культуры
мира и межличностных отношений.
Универсальным механизма включения человека в мир культуры, особенно
на этапе его первичной социализации, являются педагогические
технологии, при работе со сказкой.
Этим обусловлена актуальность исследования сказки.
Как объект научного анализа она давно привлекает к себе внимание и
лингвистов, и психологов, и философов, и антропологов, и этнографов и
многих исследователей, каждый из которых находитсвой специфический срез
исследования. Подобная специфичность сказки объясняетсяее
общечеловеческой универсальностью, когда сюжеты, композиция и герои
сказки становятся узнаваемыми для всех времен и народов.
Корни сказки как жанра устного народного творчества, исторически связаны с первобытной мифологией. Они уходят в глубь истории.
Сказка является отражением человеческой культуры.
У народной сказки большой педагогический потенциал. Она является
средством влияния на развитие личности (становление
психофизиологических качеств, приобщение к этнической культуре,
традициям,верованиям, формирование умений, навыков, способностей и
т.п.).
Своим национальным и общечеловеческим содержанием сказка приобщает детей к культуре своего народа.
2. Познавательное значение русской народной сказки
- Познавательное значение сказки проявляется прежде всего в том, что
она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания
об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о
мировоззрении и психологии народа, о природе страны. Познавательное
значение сказки увеличивается тем, что ее сюжеты и образы заключают в
себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров
людей. Так образы Ивана - крестьянского сына дают представления о
русском крестьянстве вообще, один образ характеризует целый социальный
слой людей.
- Идейно-воспитательное значение сказки в том, что она вдохновлена стремлением к добру, защитой слабых, победой над злом.
- Сказка развивает эстетическое чувство, т.е. чувство прекрасного.
для нее характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство
эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая
изобразительность и выразительность.
- В русских сказках присутствует образ родной земли. Поэтически дана
характеристика русской природы. Природа изображается именно русская:
чистое поле, береза,калина. Мысль о привязанности человека к родному
краю передается в сказке с заметным волнением, т.е. в сознании русского
народа запечатлелось такое восприятие природы русской земли и ощущение
того, что краше нее не бывает. Кроме того, во многих сказках отразилось
сознание народа о ее необъятных просторах.
- Нарисованы картины русского народного быта и обрядов, жизненной
обстановки. Но бытовая обстановка - жилье, костюм, быт и обычаи - только
дополняют главное - образ русской земли и образ русского народа. В этих
сказках виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия
и лукавый русский ум.
3. Основные задачи использования русской народной сказки и
фольклора малых форм. как средства приобщения детей к русской культуре и
знакомства с историей быта и народного костюма сводятся к следующему:
- заложить представление о традиционной крестьянской семье как
нравственной и хозяйственной основе национального образа жизни,
познакомить с семейным укладом, обычаями и обрядами, показать роль
семьи в сохранении и передаче традиций;
- познакомить с понятием дом - как частью культуры, местом основных
жизненных ценностей человека, единства семьи и рода, счастья, а также
как образца деревянного зодчества на примере иллюстраций к сказкам,
мультфильмов, экранизаций, медиаобразовательных игр.
- познакомить с основными традиционными занятиями крестьян:
земледелием, животноводством,орудиями производства; показать роль
природы в жизни крестьянской семьи; обогатить знаниями о высокой
ремесленной культуре наших предков;
- приобщая детей к русской народной сказке и национальному
фольклору, обращая особое внимание на связь устного народного творчества
с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа;
- освоить старинные детские игры, обогатить речь ребенка присказками
пословицами,поговорками, загадками и т.д. из словаря наших предков;
путем личного участия ребенка в праздниках народного календаря (Святки,
Масленица, Пасха) приобщить его к истории и обычаями основных народных
праздников;
- познакомить со старинными предметами быта.
- Познакомить с мифическими персонажами русских сказок и историей их возникновения.
3.Основной формой и способом реализации этих задач являются:
- Чтение сказок.
- Рассказывание сказок.
- Просмотр мультфильмов и фильмов по русским сказкам
- Занятия в групповом музее «Преданья старины глубокой»
- Дидактические и медиаобразовательные игры.
- создание и пополнение «шкатулки сказочных премудростей»( картотека
игр, диски с любимыми мультфильмами и медиаобразовательными играми,
присказки и поговорки, загадки по сказкам).
- Создание и пополнение «Короба сказок»
- Проведение досугов народных праздников.
- Драматизация сказок.
- игровые занятия;
- комплексные занятия;
- самостоятельная игровая деятельность детей;
- самостоятельная продуктивная деятельность детей;
- посещение кукольного и драматического театра.
- Занятия в кружке «Мастерская Ляп Лепыча» (изготовление поделок из
соленого теста идругих пластических материалов по сюжетам сказок)
- Работа с родителями в форме консультаций, родительских уголков,
конкурсов на лучшую поделку любимого сказочного персонажа, организация
выставки книг «Бабушкины сказки» (тематическая подборка разных изданий и
года выпуска одной сказки).
4.Методы и приемы
В качестве основных методов и приемов использую:
- элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры -экспериментирования с предметами и материалами;
- моделирование сказочных сюжетов;
- творческие задания;
- пластические игры и упражнения;
- элементы драматизации.
Использование данных методов и приемов способствует развитию
познавательной активности,формированию креативности как качества
личности у дошкольников; учит действиям.с помощью которых осуществляется
творчество. |