Общение дошкольников со
сверстниками качественно меняется в сравнении с общением в предыдущие периоды.
У дошкольников (4-5 лет) общение со сверстниками становится приоритетным. Они
активно общаются между собой в самых разных ситуациях (во время режимных моментов,
в процессе различных видов деятельности — игры, труда, занятий и др.). Особенно
проявляется и развивается общение во время игровой деятельности. Развивающееся
общение влияет на характер игры и ее развитие. Возникает большое разнообразие
коллективных задач:
совместная игра;
навязывание собственных
образцов;
управление действиями
партнера и контроль за их выполнением;
постоянное сравнение с собой
и оценка конкретных поведенческих актов.
Такое разнообразие
коммуникативных задач требует освоения соответствующих действий: требовать,
приказывать, обманывать, жалеть, доказывать, спорить и т. д.
Общение со сверстниками очень
эмоционально насыщено. Действия, адресованные сверстнику, аффективно направлены
(в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, чем при общении со
взрослым).
Наблюдается большое
разнообразие эмоциональных состояний: от яростного негодования до бурной
радости, от нежности и сочувствия до гнева. Дошкольник одобряет ровесника чаще,
чем взрослого, и чаще вступает с ним в конфликтные отношения.
Контакты детей нестандартны и
не регламентированы. Дошкольники в своих взаимоотношениях используют самые
неожиданные действия. Их движения раскованны, не нормированы: они прыгают,
кривляются, принимают разные позы, передразнивают друг друга, придумывают разные
слова, сочиняют небылицы и т. д.
В среде сверстников ребенок
может свободно проявлять свои индивидуальные особенности.
С возрастом контакты детей
все больше подчиняются общепринятым правилам поведения. Но до конца
дошкольного возраста отличительной особенностью детского общения являются его
нерегламентированность и раскованность.
В общении со сверстниками
инициативные действия преобладают над ответственными. Для ребенка важнее свое
собственное действие (высказывание), пусть даже чаще всего оно не
поддерживается сверстником. Поэтому диалог может распадаться.
Несогласованность коммуникативных действий нередко порождает протесты, обиды,
конфликты между детьми.
* * *
Таким образом, содержание
общения существенно изменяется в период от 3 до 6-7 лет: модернизируются
содержание потребности, мотивы и средства общения.
Изменение характера общения в
дошкольный период
Возраст ребенка
|
Характер общения
|
2-3 года
|
Гораздо важнее общаться со
взрослыми и играть с игрушками
|
4 года
|
Резко возрастает значимость
других детей в жизни ребенка в сравнении со значимостью взрослого. Иногда
ребенок предпочитает одиночные игры
|
6 лет
|
Появляются избирательные
привязанности, возникает дружба и более устойчивые, глубокие отношения между
детьми
|
Постепенно развиваются формы
общения.
Эмоционально-практическое общение со сверстниками
преобладает в возрасте 2-4 лет. Его характеризует:
интерес к другому ребенку,
повышенное внимание к его
действиям;
стремление привлечь внимание
сверстника к себе;
желание продемонстрировать
ровеснику свои достижения и вызвать его ответную реакцию.
В 2 года у ребенка отмечаются
особые игровые действия. Ему нравится баловаться, соревноваться, возиться
вместе со своими одногодками.
В младшем дошкольном возрасте
сохраняется эмоционально-практическое, а наряду с ним возникает общение
ситуативное, при котором многое зависит от конкретной обстановки, в которой
происходит взаимодействие.
Каждый ребенок озабочен тем,
чтобы привлечь к себе внимание и получить эмоциональный отклик партнера. При
этом настроение, желание сверстника он не замечает, а видит лишь его отношение
к себе.
Ситуация. Дети вместе и попеременно
шалили, поддерживая и усиливая общее веселье. Внезапно в их поле зрения
появилась яркая игрушка. Взаимодействие детей прекратилось: его нарушил
привлекательный предмет. Каждый ребенок переключил свое внимание со сверстника
на новый предмет, и борьба за право им обладать едва не привела к драке.
Определите примерный возраст
детей и форму их общения.
Решение. Возраст этих детей — от двух
до четырех лет. В этот период ярко проявляется эмоционально-практическое общение,
которое во
многом зависит от ситуации.
Изменение ситуации и ведет к подобной трансформации процесса общения.
* * *
К 4 годам складывается ситуативно-деловая форма
общения. Это
период развития ролевой игры.
Сверстники теперь занимают в общении больше места, чем взрослые. Дети
предпочитают играть не в одиночку, а вместе. Выполняя взятые на себя роли, они
вступают в деловые отношения, нередко при этом изменяя свой голос, интонацию и
манеру поведения. Это способствует переходу к личностным отношениям. Но главным
содержанием общения остается деловое сотрудничество. Наряду с потребностью в
сотрудничестве выделяется потребность в признании сверстника.
Ситуация. Дима (5 лет) внимательно и
ревниво наблюдает за действиями сверстников, постоянно критикует и оценивает
их действия. Как будет реагировать Дима при неудачных действиях
сверстника?
Решение. Дима обрадуется. А вот если
взрослый кого-то поощрит, то Дима, скорее всего, огорчится.
В 5 лет происходит
качественная перестройка отношения к ровеснику. В среднем дошкольном возрасте
ребенок смотрит на себя «глазами сверстника». Одногодок становится для ребенка
предметом постоянного сравнения с собой. Это сравнение направлено на
противопоставление себя другому. В ситуационно-деловом общении появляется
соревновательное начало. Напомним, у трехлеток сравнение было направлено на
обнаружение общности.
Другой человек есть зеркало,
в котором ребенок видит себя.
В этот период дети много
разговаривают друг с другом (больше, чем со взрослыми), но их речь остается
ситуативной. Взаимодействуют они в основном по поводу предметов, действий,
представленных в наличной ситуации.
Хотя дети в этот период
меньше общаются со взрослым, но во взаимодействии с ним возникают
внеситуативные контакты.
* * *
В конце дошкольного детства у
многих складывается внеситуативно-деловая форма общения.
В 6-7 лет дети рассказывают
друг другу о том, где они были и что видели. Они дают оценки поступкам других
детей, обращаются с личностными вопросами к сверстнику, например: «Что ты хочешь
делать?», «Что тебе нравится?», «Где ты был, что видел?».
Некоторые могут подолгу
разговаривать, не прибегая к практическим действиям. Но все же, самое большое
значение для детей имеют совместные дела, то есть общие игры или продуктивная
деятельность.В 4-6- летнем возрасте у дошкольников
формируется особое отношение к другому ребенку, которое можно назвать личностным. Сверстник становится
самоценной целостной личностью, а значит, между детьми возможны более глубокие
межличностные отношения. Однако такое личностное отношение к другим
складывается далеко не у всех детей. У многих из них преобладает
эгоистическое, конкурентное отношение к сверстнику. Такие дети нуждаются в
специальной психолого-педагогической коррекционной работе.
Общение со сверстниками Общение со взрослыми
3. Преобладание
инициативных высказываний над ответами. Важнее высказаться самому, чем
выслушать другого. Беседы не получается. Каждый говорит о своем, перебивая
другого |
3. Инициативу и предложения
взрослого ребенок поддерживает. При этом:
— старается отвечать на вопросы;
— стремится продолжить начатый разговор;
— внимательно слушает детские рассказы;
— скорее предпочитает слушать, чем говорить
|
4. Направленные действия на
сверстника более разнообразны. Общение значительно богаче по назначению и
функциям, в нем можно встретить самые разные компоненты:
— управление действием партнера (показать, как можно делать, а
как нельзя);
— контроль его действий (вовремя сделать замечание);
— навязывание собственных образцов (заставить его сделать);
— совместная игра (решение играть);
— постоянное сравнение с собой («Я так могу, а ты?»).
Такое разнообразие
отношений порождает разнообразие контактов
|
4. Взрослый говорит, что
хорошо,
а что плохо.
А ребенок ждет от него:
— оценки своих действий;
— новой информации
|
Ребенок учится в общении со
сверстниками:
выражать себя;
управлять другими;
вступать в разнообразные
отношения.
В общении со взрослыми он
узнает, как нужно:
говорить и делать правильно;
слушать и понимать другого;
усваивать новые знания.
Для нормального развития
ребенку необходимо не только общение со взрослыми, но и общение со сверстниками.
Вопрос. Почему, общаясь со
сверстником, даже непонятливым, ребенок расширяет свой словарный запас
значительно лучше, чем при общении с родителями?
Ответ. Потребность быть понятым в
общении, в игре заставляет детей высказываться яснее и правильнее. В
результате речь, обращенная к сверстнику, становится более связной, понятной,
развернутой и лексически богатой.
Общение со сверстником
приобретает особый смысл. Среди многообразных высказываний преобладают
разговоры, связанные с собственным «Я».
Ситуация. «Мой сын Миша (7 лет), —
пишет мама, — почти совершенство. Но на людях он всегда молчит. Я стараюсь это
оправдать перед своими знакомыми какими-то причинами, мол, Миша устал, торопится
домой и т. д., но все же замкнутость сына меня настораживает. Когда он дома —
все в порядке, а на людях сразу же уходит в себя. Посоветуйте, что делать?»
Дайте совет маме.
Решение. Нужно постараться объяснить
Мише, что застенчивость часто воспринимается как недружелюбие, и, чтобы
нравиться людям, надо быть более общительным. Но, давая подобный совет, надо
быть
уверенным, что данная
проблема не возникла из-за мамы. Возможно, что:
молчаливость Миши — это
свойство его характера, так же он ведет себя и в компании детей, то есть на
самом деле он не меняется, зато изменяются ожидания мамы, которой хотелось бы,
чтобы в общении с ее знакомыми Миша вел себя более непринужденно;
в общении с другими меняется
сама мама, отчего Мише становится не по себе, и он замыкается;
разговоры, ведущиеся в
группе, составляющей мамино окружение, Мишу не интересуют, а возможно и такое,
что эту группу устраивает молчание Миши.
Нередко родители используют
давление на своих детей, «заставляя» их стать застенчивыми, а потом теряются
перед проблемой, которую сами же создали.
В целом можно отметить,
что цели и содержание детского общения с возрастом претерпевают существенные
изменения. Ситуация. Мы довольно часто слышим
детские высказывания такого типа: «Давай вместе в машинки играть!», «Смотри,
что у нас получилось!».
О чем свидетельствуют такие обращения детей? К детям
какого возраста они относятся?
Решение. У детей есть общее дело,
которое их увлекает. Теперь уже не столь важно, какой «Я», а какой «Ты»,
главное — у нас есть интересная игра. Этот поворот от «Я» к «Мы» наблюдается у
детей после 4 лет, когда и происходит попытка объединиться в игре.
Ситуация. Дима (4 года) и Коля (4 года
1 месяц) играли поодиночке, каждый со своей игрушкой. Родители обратили
внимание на то, что сверстники мальчиков не принимали их в совместные игры.
Психолог, обследовавший этих детей, сказал родителям, что причина тому в недостаточной
развитости речи у их сыновей.
Какую особенность речевого
развития имел в виду психолог?
Решение. Дети, плохо говорящие и не
понимающие друг друга, не могут наладить интересную игру, содержательное
общение. Им становится скучно друг с другом. Они вынуждены играть врозь,
потому что говорить им не о чем.
Ситуация. Вова (4 года) быстро говорит
Вите (4,5 года): «Жадина ты какая-то».
О чем свидетельствует это и
подобные суждения сверстников?
Каковы особенности оценочных
суждений детей?
Решение. Подобного рода оценки дети дают друг другу на
основании сиюминутных, часто ситуативных проявлений: не дает игрушку, значит,
«жадина». О своем недовольстве ребенок охотно и откровенно сообщает
сверстнику. Оценки маленьких детей носят слишком субъективный характер. Они
сводятся к противопоставлению «Я» и «Ты», где «Я» заведомо лучше, чем «Ты».
На протяжении дошкольного
детства сообщение ребенка о себе изменяется от «это мое», «смотри, как я делаю»
до «каким я буду, когда вырасту» и «что я люблю».
|