Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 22.11.2024, 14:48

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ [44]
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ [51]
ДИАГНОСТИКА [41]
ВАЖНО ЗНАТЬ [125]
СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД [61]
ЖИВОЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ [25]
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ [25]
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ [33]
Главная » Статьи » МЕТОДИСТУ ДОУ » ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ

ЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Общение дошкольников со сверстниками качественно меняется в срав­нении с общением в предыдущие периоды. У дошкольников (4-5 лет) общение со сверстниками становится приоритетным. Они активно обща­ются между собой в самых разных ситуациях (во время режимных момен­тов, в процессе различных видов деятельности — игры, труда, занятий и др.). Особенно проявляется и развивается общение во время игровой деятельности. Развивающееся общение влияет на характер игры и ее раз­витие. Возникает большое разнообразие коллективных задач:

совместная игра;

навязывание собственных образцов;

управление действиями партнера и контроль за их выполнением;

постоянное сравнение с собой и оценка конкретных поведенче­ских актов.

Такое разнообразие коммуникативных задач требует освоения соот­ветствующих действий: требовать, приказывать, обманывать, жалеть, доказывать, спорить и т. д.

Общение со сверстниками очень эмоционально насыщено. Действия, адресованные сверстнику, аффективно направлены (в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, чем при общении со взрослым).

Наблюдается большое разнообразие эмоциональных состояний: от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. Дошкольник одобряет ровесника чаще, чем взрослого, и чаще вступает с ним в конфликтные отношения.

Контакты детей нестандартны и не регламентированы. Дошкольники в своих взаимоотношениях используют самые неожиданные действия. Их движения раскованны, не нормированы: они прыгают, кривляются, принимают разные позы, передразнивают друг друга, придумывают раз­ные слова, сочиняют небылицы и т. д.

В среде сверстников ребенок может свободно прояв­лять свои индивидуальные особенности.


 

С возрастом контакты детей все больше подчиняются общеприня­тым правилам поведения. Но до конца дошкольного возраста отличи­тельной особенностью детского общения являются его нерегламенти­рованность и раскованность.

В общении со сверстниками инициативные действия преобладают над ответственными. Для ребенка важнее свое собственное действие (высказывание), пусть даже чаще всего оно не поддерживается сверст­ником. Поэтому диалог может распадаться. Несогласованность комму­никативных действий нередко порождает протесты, обиды, конфликты между детьми.

* * *

Таким образом, содержание общения существенно изменяется в пе­риод от 3 до 6-7 лет: модернизируются содержание потребности, моти­вы и средства общения.

Изменение характера общения в дошкольный период

 

Возраст ребенка

Характер общения

2-3 года

Гораздо важнее общаться со взрослыми и играть с игрушками

4 года

Резко возрастает значимость других детей в жизни ребенка в сравнении со значимостью взрослого. Иногда ребенок предпо­читает одиночные игры

6 лет

Появляются избирательные привязанности, возникает дружба и более устойчивые, глубокие отношения между детьми

Постепенно развиваются формы общения.

Эмоционально-практическое общение со сверстниками преоблада­ет в возрасте 2-4 лет. Его характеризует:

интерес к другому ребенку,

повышенное внимание к его действиям;

стремление привлечь внимание сверстника к себе;

желание продемонстрировать ровеснику свои достижения и вы­звать его ответную реакцию.

В 2 года у ребенка отмечаются особые игровые действия. Ему нра­вится баловаться, соревноваться, возиться вместе со своими одногод­ками.


В младшем дошкольном возрасте сохраняется эмоционально-прак­тическое, а наряду с ним возникает общение ситуативное, при котором многое зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаи­модействие.

Каждый ребенок озабочен тем, чтобы привлечь к себе внимание и по­лучить эмоциональный отклик партнера. При этом настроение, жела­ние сверстника он не замечает, а видит лишь его отношение к себе.

Ситуация. Дети вместе и попеременно шалили, поддерживая и уси­ливая общее веселье. Внезапно в их поле зрения появилась яркая иг­рушка. Взаимодействие детей прекратилось: его нарушил привлека­тельный предмет. Каждый ребенок переключил свое внимание со сверстника на новый предмет, и борьба за право им обладать едва не привела к драке.

Определите примерный возраст детей и форму их общения.

Решение. Возраст этих детей — от двух до четырех лет. В этот пери­од ярко проявляется эмоционально-практическое общение, которое во

многом зависит от ситуации. Изменение ситуации и ведет к подобной трансформации процесса общения.

*       * *

К 4 годам складывается ситуативно-деловая форма общения. Это

период развития ролевой игры. Сверстники теперь занимают в обще­нии больше места, чем взрослые. Дети предпочитают играть не в оди­ночку, а вместе. Выполняя взятые на себя роли, они вступают в деловые отношения, нередко при этом изменяя свой голос, интонацию и манеру поведения. Это способствует переходу к личностным отношениям. Но главным содержанием общения остается деловое сотрудничество. На­ряду с потребностью в сотрудничестве выделяется потребность в при­знании сверстника.

Ситуация. Дима (5 лет) внимательно и ревниво наблюдает за дей­ствиями сверстников, постоянно критикует и оценивает их действия.       Как будет реагировать Дима при неудачных действиях сверст­ника?

Решение. Дима обрадуется. А вот если взрослый кого-то поощрит, то Дима, скорее всего, огорчится.

В 5 лет происходит качественная перестройка отношения к ровесни­ку. В среднем дошкольном возрасте ребенок смотрит на себя «глазами сверстника». Одногодок становится для ребенка предметом постоянно­го сравнения с собой. Это сравнение направлено на противопоставление себя другому. В ситуационно-деловом общении появляется соревнова­тельное начало. Напомним, у трехлеток сравнение было направлено на обнаружение общности.

Другой человек есть зеркало, в котором ребенок ви­дит себя.

В этот период дети много разговаривают друг с другом (больше, чем со взрослыми), но их речь остается ситуативной. Взаимодействуют они в основном по поводу предметов, действий, представленных в наличной ситуации.

Хотя дети в этот период меньше общаются со взрослым, но во взаи­модействии с ним возникают внеситуативные контакты.

*       * *

В конце дошкольного детства у многих складывается внеситуативно-деловая форма общения.

В 6-7 лет дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели. Они дают оценки поступкам других детей, обращаются с лич­ностными вопросами к сверстнику, например: «Что ты хочешь делать?», «Что тебе нравится?», «Где ты был, что видел?».

Некоторые могут подолгу разговаривать, не прибегая к практиче­ским действиям. Но все же, самое большое значение для детей имеют совместные дела, то есть общие игры или продуктивная деятельность.
В 4-6- летнем возрасте у дошкольников формируется особое отношение к другому ребенку, ко­торое можно назвать личностным. Сверстник становится самоценной целостной личностью, а значит, между детьми возможны более глубо­кие межличностные отношения. Однако такое личностное отношение к другим складывается далеко не у всех детей. У многих из них преоб­ладает эгоистическое, конкурентное отношение к сверстнику. Такие дети нуждаются в специальной психолого-педагогической коррекционной работе.

Общение со сверстниками Общение со взрослыми

3. Преобладание инициативных высказываний над ответами. Важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Беседы не получается. Каждый говорит о своем, перебивая другого

3. Инициативу и предложения взрослого ребенок поддерживает. При этом:

     старается отвечать на вопросы;

     стремится продолжить начатый разговор;

     внимательно слушает детские рассказы;

     скорее предпочитает слушать, чем говорить

4. Направленные действия на сверстника более разнообразны. Общение значительно богаче по назначению и функциям, в нем можно встретить самые разные компоненты:

     управление действием партнера (показать, как можно делать, а как нельзя);

     контроль его действий (вовремя сделать замечание);

     навязывание собственных образцов (заставить его сделать);

     совместная игра (решение играть);

     постоянное сравнение с собой («Я так могу, а ты?»).

Такое разнообразие отношений порождает разнообразие контактов

4. Взрослый говорит, что хорошо,

а что плохо.

А ребенок ждет от него:

     оценки своих действий;

     новой информации

Ребенок учится в общении со сверстниками:

выражать себя;

управлять другими;

вступать в разнообразные отношения.

В общении со взрослыми он узнает, как нужно:

говорить и делать правильно;

слушать и понимать другого;

усваивать новые знания.

Для нормального развития ребенку необходимо не только общение со взрослыми, но и общение со сверст­никами.

Вопрос. Почему, общаясь со сверстником, даже непонятливым, ре­бенок расширяет свой словарный запас значительно лучше, чем при общении с родителями?

Ответ. Потребность быть понятым в общении, в игре заставляет де­тей высказываться яснее и правильнее. В результате речь, обращенная к сверстнику, становится более связной, понятной, развернутой и лек­сически богатой.

Общение со сверстником приобретает особый смысл. Среди многообразных высказываний преобладают разговоры, связанные с соб­ственным «Я».

Ситуация. «Мой сын Миша (7 лет), — пишет мама, — почти совер­шенство. Но на людях он всегда молчит. Я стараюсь это оправдать перед своими знакомыми какими-то причинами, мол, Миша устал, торопится домой и т. д., но все же замкнутость сына меня настораживает. Когда он дома — все в порядке, а на людях сразу же уходит в себя. Посоветуйте, что делать?»

 Дайте совет маме.

Решение. Нужно постараться объяснить Мише, что застенчивость часто воспринимается как недружелюбие, и, чтобы нравиться людям, надо быть более общительным. Но, давая подобный совет, надо быть


уверенным, что данная проблема не возникла из-за мамы. Возможно, что:

молчаливость Миши — это свойство его характера, так же он ведет себя и в компании детей, то есть на самом деле он не ме­няется, зато изменяются ожидания мамы, которой хотелось бы, чтобы в общении с ее знакомыми Миша вел себя более непри­нужденно;

в общении с другими меняется сама мама, отчего Мише становит­ся не по себе, и он замыкается;

разговоры, ведущиеся в группе, составляющей мамино окруже­ние, Мишу не интересуют, а возможно и такое, что эту группу устра­ивает молчание Миши.

Нередко родители используют давление на своих детей, «заставляя» их стать застенчивыми, а потом теряются перед проблемой, которую сами же создали.

В целом можно отметить, что цели и содержание детского общения с возрастом претерпевают существенные изменения.

Ситуация. Мы довольно часто слышим детские высказывания тако­го типа: «Давай вместе в машинки играть!», «Смотри, что у нас полу­чилось!».

      О чем свидетельствуют такие обращения детей? К детям какого возраста они относятся?

Решение. У детей есть общее дело, которое их увлекает. Теперь уже не столь важно, какой «Я», а какой «Ты», главное — у нас есть интерес­ная игра. Этот поворот от «Я» к «Мы» наблюдается у детей после 4 лет, когда и происходит попытка объединиться в игре.

Ситуация. Дима (4 года) и Коля (4 года 1 месяц) играли поодиночке, каждый со своей игрушкой. Родители обратили внимание на то, что сверстники мальчиков не принимали их в совместные игры. Психолог, обследовавший этих детей, сказал родителям, что причина тому в не­достаточной развитости речи у их сыновей.

Какую особенность речевого развития имел в виду психо­лог?

Решение. Дети, плохо говорящие и не понимающие друг друга, не могут наладить интересную игру, содержательное общение. Им стано­вится скучно друг с другом. Они вынуждены играть врозь, потому что говорить им не о чем.

Ситуация. Вова (4 года) быстро говорит Вите (4,5 года): «Жадина ты какая-то».

О чем свидетельствует это и подобные суждения сверстни­ков?

Каковы особенности оценочных суждений детей?

 Решение. Подобного рода оценки дети дают друг другу на основании сиюминутных, часто ситуативных проявлений: не дает игрушку, значит, «жадина». О своем недовольстве ребенок охотно и откровенно сообща­ет сверстнику. Оценки маленьких детей носят слишком субъективный характер. Они сводятся к противопоставлению «Я» и «Ты», где «Я» за­ведомо лучше, чем «Ты».

На протяжении дошкольного детства сообщение ребен­ка о себе изменяется от «это мое», «смотри, как я де­лаю» до «каким я буду, когда вырасту» и «что я люблю».
Категория: ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ | Добавил: admin (31.08.2011)
Просмотров: 5153 | Теги: педсовет в детском саду, дети дошкольного возраста, семинар в ДОУ, диагностика, детский сад, подготовка к школе, обучение | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 14
    Гостей: 14
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru